Заключение Рассмотрев внесенный Правительством Калининградской области проект закона Калининградской области «Об областном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» и прилагаемые к нему документы контрольно-счетная палата Калининградской области отмечает следующее. Перечень документов, представленных одновременно с законопроектом, соответствуют требованиям статьи 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статье 9 Закона Калининградской области «О бюджетном процессе». Не представлены отдельные методики, расчеты распределения межбюджетных трансфертов между муниципальными образованиями в очередном финансовом году и плановом двухлетнем периоде. Основу прогноза социально-экономического развития Калининградской области на 2011 год и на период до 2015 года составили: Прогноз базируется также на анализе сложившейся ситуации в экономической и социальной сферах, факторах и тенденциях развития в 2008-2009 годах, итогах социально-экономического развития Калининградской области в январе – июне 2010 года, ожидаемых итогах развития в 2010 году, мерах предпринимаемых органами государственной власти Калининградской области по социально-экономическому развитию территории. Концептуальной особенностью представленного прогноза социально-экономического развития области является его разработка в условиях постепенного преодоления финансово-экономического кризиса, начавшегося роста в реальном секторе экономики, улучшения финансовых и макроэкономических показателей. Прогноз содержит широкий спектр основных показателей, характеризующих постепенный переход политики ликвидации последствий кризиса к политике стабилизации и постепенного возврата на достигнутые позиции последних докризисных лет. Динамика отдельных макроэкономических показателей, характеризующих экономическое положение Калининградской области в рассматриваемый период, представлена в таблице:
В 2011 году индекс промышленного производства по прогнозу составит 122,7%, благодаря значительному росту по виду деятельности «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» -170,0%, в связи с запуском второго энергоблока Калининградской ТЭЦ-2. В 2012 и 2013 году рост промышленного производства прогнозируется на уровне 107,8% и 106,6%, соответственно. Сокращение инвестиционного спроса, сокращение возможностей получения кредитных ресурсов обусловило при сильной зависимости отрасли от банковского кредитования, значительное снижение объемов работ в строительной деятельности. Объем выполненных работ по виду деятельности « Строительство» в первом полугодии 2010 года по сравнению с соответствующим периодом 2009 года составил 64,9% и по оценке, в 2010 году составит 98,3% к предыдущему году. Восстановление объема работ за счет «местных» источников носит неустойчивый характер. Решающее значение на показатели развития отрасли окажет полномасштабная реализация инвестиционной программы Росатома по строительству Балтийской АЭС. Реальная динамика по виду деятельности «Строительство» будет определяться и коррелироваться по мере реализации данной программы. В сельскохозяйственном производстве Калининградской области осуществляется широкий комплекс мер по поддержке товаропроизводителей, в том числе финансовой. Это касается возмещения затрат по пересеву, обеспечения топливом по льготным ценам, предоставления субсидий на возмещение затрат при закупке молока, на компенсацию части затрат по уплате процентной ставки по кредитам и др. Дальнейшая реализация мероприятий по поддержке животноводства и растениеводства, стимулирование применения передовых технологий будут способствовать положительной динамике роста продукции сельского хозяйства, темпы прироста которой в 2010 и плановом периоде 2012 и 2013 годов по оценке и прогнозу составят 4% ежегодно. В прогнозном периоде 2011-2013гг. формируется положительный тренд оборота розничной торговли и платных услуг, оказываемых населению: ежегодный прирост прогнозируется на уровне 3%. Невысокие темпы прироста отражают влияние перераспределения структуры потребительских расходов в пользу покупки товаров первой необходимости, умеренного спроса на непродовольственные товары длительного пользования, оплаты обязательных услуг. Объем валового регионального продукта по прогнозу должен составить 224653,0 млн. руб. в 2011 году, 252397 млн. руб.– в 2012 году, 283587,7 млн. руб. – в 2013 году. Умеренные темпы роста экономики в 2011-2013 годах -108,8%, 105,0%, 105,5%, соответственно, обусловлены сравнительно медленным восстановлением по сравнению с докризисным периодом, потребительского и инвестиционного спроса. С постепенным исчерпанием роста, связанного с восстановлением предкризисных объемов производства, будет возрастать роль внутренних факторов развития, обусловливая повышение потребности в инвестициях, особенно в обрабатывающих производствах и строительстве. В этой связи, приведенные в прогнозе данные темпов роста инвестиций в основной капитал и, особенно, в части бюджетных инвестиций не отвечают в полной мере необходимости повышения инвестиционной активности, отражая вариант развития экономики в условиях реализации рисков, связанных с медленным восстановлением механизмов кредитования экономики.
Фактические темпы развития экономики в прогнозируемый период во многом будут зависеть от реализации мер государственной экономической политики. Наряду с выходом на устойчивые темпы экономического роста необходимо обеспечить новый инновационный рост экономики. В этой связи одной из ключевых задач социально-экономической политики Правительства Калининградской области является практическое внедрение инструментов поддержки инновационной экономики, с высокой долей добавленной стоимости, как основного направления формирования доходов бюджета. Решение отмеченных вопросов, равно как и задачи всесторонней модернизации обусловливают необходимость наличия Программы инновационно-технологического развития экономики Калининградской области, определяющей как формы единой государственной инновационной политики, так и функции органов исполнительной власти в сфере поддержки и развития инновационной деятельности. Реализация такой программы будет основой современного развития отраслей экономики Калининградской области, целеполагающим документом планового решения вопросов государственной поддержки инноваций в форме субсидий организациям на возмещение части затрат связанных: Индекс потребительских цен согласно материалам прогноза планируется к постепенному снижению с 7,5% в 2010 году до 6.8% в 2011 году, 5,7% в 2012 году и до 5,3% в 2013 году.
Анализ основных макроэкономических показателей прогноза, характеризующих уровень жизни и занятости населения, свидетельствует о весьма сдержанной динамике.
В среднесрочном периоде рост прожиточного минимума в расчете на душу населения, по прогнозу, будет опережать рост потребительских цен менее чем на 1 процентный пункт. Прогнозируемая динамика роста доходов населения не отражает необходимости активизации сокращения численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, численность которого несколько лет существенно не меняется. Это относится не только к текущему периоду, но и прогнозируемой трехлетке. За 2011-2013 годы сокращение данной категории граждан должно составить всего 0,4 процентных пункта, т.е. снизиться с 13% в 2011 году до 12,6% в 2013 году, в связи с чем необходима выработка дополнительных мер, направленных как на поддержку малообеспеченных граждан, так и на нивелирование сложившихся различий в реальных доходах различных групп населения. Наиболее существенным образом последствия кризиса отразились на уровне занятости и безработицы. В большей степени процесс высвобождения затронул обрабатывающую промышленность, сборочные производства, строительство, финансовую и другие сферы деятельности. В 2009 году численность занятых в экономике области снизилась более чем на 17 тыс. человек, с 475,8 тысяч до 458,6 тыс. человек. Ожидаемая численность занятых в экономике в 2010 году - 462,0 тыс. человек. При этом в прогнозном периоде увеличение численности занятых происходит крайне медленными темпами. Ежегодный прирост составит в 2011 году – 0,7%, в 2012 году – 0,98%, в 2013 году – 1,1%. При такой динамике, докризисного уровня численности занятых в экономике область достигнет только за пределами 2013 года. Уровень общей безработицы на конец сентября 2010 года составил 10,1%, уровень регистрируемой безработицы 2,1% (от численности экономически активного населения). Коэффициент напряженности рабочей силы на рынке труда (соотношение численности незанятых граждан трудоспособного возраста в расчете на 1 заявленную вакансию) составил 2,0. Это значительно выше, чем в среднем по Северо-Западному федеральному округу (1,1) и Российской Федерации в целом (1,5). Угрозу роста безработицы представляет и численность работников, переведенных на режим неполного рабочего дня, находящиеся в вынужденных отпусках и простое. Наряду с принимаемыми Правительством Калининградской области мерами имеется необходимость проработки дополнительных первоочередных мероприятий направленных на снижение коэффициента напряженности и сбалансированности спроса и предложения рабочей силы.
Однако, в данном прогнозе не представлены показатели: При высокой зависимости калининградской экономики от ввоза сырья, комплектующих изделий, энергоресурсов в прогнозе не нашло отражения влияние внешних факторов на развитие экономики Калининградской области: уровень изменения транспортных и погранично-таможенных издержек на ввозимую и вывозимую продукцию. Притом, что Бюджет будет исполняться в условиях продолжающегося влияния на экономику последствий мирового финансово-экономического кризиса, колебания цен, курса основных валют к рублю, риска инфляции и сохраняющейся напряженности на рынке труда. Данные условия сопряжены с рисками отклонения фактических макроэкономических показателей от прогнозных параметров. Общий объем доходов областного бюджета на 2012 год предусмотрен в сумме 29424,3 млн. руб., на 2013 год-30793,6 млн. руб. Общий объем расходов на 2012 год - в сумме 30181,3 млн. руб., в том числе условно утвержденные - в сумме 1077,6 млн. руб., на 2013 год - 31502,6 млн. руб., в том числе условно утвержденные - 3416,6 млн. руб. Общий объем условно утверждаемых расходов на первый год планового периода составляет 3,6% общего объема расходов бюджета, на второй год планового периода -10,8%, что соответствует требованиям статьи 184.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации - на первый год не менее 2,5%, на второй не менее 5% общего объема расходов бюджета. Дефицит бюджета на 2012 год предусмотрен в сумме 757,0 млн. руб., На плановый период предполагается рост доходов областного бюджета (в 2012 году - 107,2%, в 2013 году - 112,2%), в меньшей степени рост расходов (в 2012 году - 100,3%, в 2013 году - 104,7%) к уровню 2011 года. Уменьшение дефицита областного бюджета по сравнению с планируемым на 2011 год предполагается в 3,5 раза в 2012 году, в 3,7 раза в 2013 году. Верхний предел государственного долга Калининградской области по состоянию на 01 января 2013 года предусмотрен в сумме 10469,7 млн. руб., в том числе по государственным гарантиям Калининградской области – в сумме 2881,9 млн. руб. На 01 января 2014 года в сумме 9133,7 млн. руб., в том числе по государственным гарантиям – в сумме 1195,9 млн. руб. Проект областного бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов сформирован с учетом требований письма Министерства финансов Российской Федерации от 09.08.2010 года № 02-05-10/3007 по подготовке законопроекта о внесении изменений в статью 21 «Классификация расходов бюджета» Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации расходов Российской Федерации в части уточнения порядка отнесения отдельных расходов на разделы и подразделы классификации расходов бюджетов. На основании вышеуказанного письма Министерства финансов Российской Федерации особенностью формирования бюджета на планируемый период по отношению к 2010 году является отражение по соответствующим разделам ассигнований, предусмотренных в 2010 году по разделу «Межбюджетные трансферты». Изменения в бюджетной классификации расходов Российской Федерации планируется ввести с 1 января 2011 года. В представленном проекте объем доходов областного бюджета на 2011 год определен в сумме 27444,7 млн. руб., что составляет 95,0% к оценке доходов областного бюджета в 2010 году. В 2012 году по сравнению с предыдущим годом доходы увеличатся на 1979,6 млн. руб. или на 7,2% и составят 29424,3 млн. руб., в 2013 году – увеличатся на 1369,3 млн. руб. или на 4,7% и составят 30793,6 млн. руб. (приложение №1). В структуре доходов объем финансовой помощи из федерального бюджета планируется в 2011 году в сумме 8615,6 млн. руб. или 31,4%, налоговые и неналоговые доходы – 18829,1 млн. руб. или 68,6%. Представленные сведения о безвозмездных поступлениях из федерального бюджета в 2011 году (приложение №2 к законопроекту) в основном соответствует видам поступлений и суммам расходов, учтённым показателями проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов». Отмечается, что в целом расходы федерального бюджета в 2011 году на реализацию Федеральной целевой программы развития Калининградской области на период до 2014 года проектируются в сумме 6010,7 млн. руб. В тоже время рассматриваемым законопроектом безвозмездные поступления из федерального бюджета предусмотрены в форме субсидий областному бюджету в сумме 5982,7 млн. руб. (бюджетная классификация 012 2020205102 0000 151). Средства в сумме 28,2 млн. руб., учтённые федеральным бюджетом в форме инвестиций на сельское хозяйство к поступлению в областной бюджет не предусматриваются. В структуре ожидаемого исполнения областного бюджета за 2010 год эти показатели составят соответственно 36,7% и 63,0% (0,3% доходов приходится на разницу между поступлениями от государственных организаций и возвратами целевых трансфертов). Таким образом, в 2011 году прогнозируется увеличение доли налоговых и неналоговых доходов областного бюджета на 5,6 процентных пункта по сравнению с текущим годом и уменьшение доли финансовой помощи из федерального бюджета на 5,3 процентных пункта. В 2012 и 2013 годах объем финансовой помощи из федерального бюджета прогнозируется в сумме 8324,7 млн. руб. и 8126,3 млн. руб. соответственно, объем налоговых и неналоговых доходов – 21099,6 млн. руб. и 22667,3 млн. руб. соответственно. В структуре доходов областного бюджета на 2012 год эти показатели составят соответственно 28,3% и 71,7%. На 2013 год – 26,4% и 73,6%. Таким образом, в 2012 году ожидается увеличение доли налоговых и неналоговых доходов областного бюджета на 3,1 процентных пункта и снижение доли финансовой помощи из федерального бюджета также на 3,1 процентных пункта. В 2013 году предполагается увеличение доли налоговых и неналоговых доходов областного бюджета на 1,9 процентных пункта по сравнению с 2012 годом и соответствующее уменьшение доли финансовой помощи из федерального бюджета. Налоговые и неналоговые доходы областного бюджета в 2011 году прогнозируются в объеме 18829,1 млн. руб. с ростом к ожидаемому исполнению за 2010 год на 3,4% (на 624,1 млн. руб.). Данный рост обусловлен предполагаемым возрастанием по сравнению с ожидаемым исполнением за 2010 год налоговых доходов на 5,2% (на 918,4 млн. руб.), но по неналоговым доходам предполагается снижение на 56,0% или на 295,3 млн. руб. (приложение №2). Налоговые и неналоговые доходы областного бюджета в 2012 году предполагаются в объеме 21099,6 млн. руб. (с ростом к предыдущему году на 2270,5 млн. руб. или на 12,1%), в 2013 году – 22667,3 млн. руб. (с ростом к предыдущему году на 1567,7 млн. руб. или на 7,4%). Необходимо отметить, что в представленном проекте областного бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов не предусмотрены доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. В структуре доходов областного бюджета на 2011 год на долю налоговых доходов приходится 67,3% против 60,8% в 2010 году (рост на 6,5 процентных пункта), на долю неналоговых доходов – 1,3% против 2,2% в 2010 году (снижение на 0,9 процентных пункта). В структуре доходов областного бюджета на 2012 год на долю налоговых доходов приходится 70,8%, на 2013 год – 72,9%; на долю неналоговых доходов в 2012 году – 0,9%, в 2013 году – 0,7%. Наблюдается устойчивая тенденция роста налоговых и снижения неналоговых доходов областного бюджета. В 2011 году наибольший удельный вес в объеме налоговых доходов составляют: налог на доходы физических лиц (34,7%); налог на прибыль организаций (26,5%); акцизы (14,4%); налог на имущество организаций (13,9%); налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения (6,1%). В 2012 году на долю налога на доходы физических лиц приходится 34,0% общего объема налоговых доходов областного бюджета; на долю налога на прибыль организаций – 26,4%; акцизов – 17,8%; налога на имущество организаций – 12,9%; налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения — 5,7%. По прогнозам на 2013 год налог на доходы физических лиц составит 34,9%; налог на прибыль организаций – 25,0%; акцизы – 19,3%; налог на имущество организаций – 12,8%; налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения — 5,6%. Характеризуя основные источники доходов в 2011 году, следует отметить, что наиболее значительный прирост проектируется по налогу на доходы физических лиц. Предполагается, что данный налог составит 6408,0 млн. руб., что на 10,3% (596,0 млн. руб.) превышает ожидаемое исполнение за 2010 год. Объем поступлений налога на доходы физических лиц в областной бюджет в 2012 и 2013 годах прогнозируется в суммах 7088,0 млн. руб. и 7847,0 млн. руб. соответственно. Налог на прибыль организаций составит в 2011 году 4893,0 млн. руб. или 95,4% к ожидаемому исполнению за 2010 год (- 236,0 млн. руб.). Объем поступлений налога на прибыль организаций в областной бюджет в 2012 и 2013 годах прогнозируется соответственно в сумме 5497,0 млн. руб. (рост на 604,0 млн. руб. или на 12,3% по сравнению с предыдущим годом) и 5615,0 млн. руб. (рост на 118,0 млн. руб. или на 2,1% по сравнению с предыдущим годом). Поступление акцизов предполагается в сумме 2653,0 млн. руб. с ростом на 365,0 млн. руб. или на 16,0% к ожидаемому исполнению за 2010 год. Налог на имущество организаций предусмотрен в сумме 2576,0 млн. руб. с ростом на 92,0 млн. руб. или на 3,7% к ожидаемому исполнению за 2010 год. Объем поступлений налога на имущество организаций в областной бюджет в 2012 и 2013 годах прогнозируется соответственно в сумме 2680,0 млн. руб. (рост на 104,0 млн. руб. или на 4,0% по сравнению с предыдущим годом) и 2873,0 млн. руб. (рост на 193,0 млн. руб. или на 7,2% по сравнению с предыдущим годом). Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения предполагается в сумме 1126,0 млн. руб. с ростом на 263,0 млн. руб. или на 30,5% к ожидаемому исполнению за 2010 год. Объем поступлений налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в областной бюджет в 2012 и 2013 годах прогнозируется соответственно в сумме 1183,0 млн. руб. (рост на 57,0 млн. руб. или на 5,1% по сравнению с предыдущим годом) и 1247,0 млн. руб. (рост на 64,0 млн. руб. или на 5,4% по сравнению с предыдущим годом). Транспортный налог предусмотрен в бюджете в сумме 761,0 млн. руб. со снижением к ожидаемому исполнению за 2010 год на 146,0 млн. руб. или на 16,1%. Объем поступлений транспортного налога в областной бюджет в 2012 и 2013 годах прогнозируется соответственно в сумме 610,0 млн. руб. (снижение на 151,0 млн. руб. или на 19,8% по сравнению с предыдущим годом) и 473,0 млн. руб. (снижение на 137,0 млн. руб. или на 22,5% по сравнению с предыдущим годом). Снижение поступлений по данному налогу обусловлено изменением базовых ставок, предусмотренных в поправках в Налоговый кодекс Российской Федерации, а также увеличением поступлений акцизов на нефтепродукты. В 2012 году поступление указанных налогов прогнозируется в объеме 46,0 млн. руб. (снижение на 5,0 млн. руб. или на 9,8% по сравнению с предыдущим годом), в 2013 году – также 46,0 млн. руб. (на уровне 100,0% по сравнению с предыдущим годом). В 2012 и 2013 годах поступление в областной бюджет неналоговых доходов прогнозируется соответственно в объеме 266,6 млн. руб. (снижение на 80,5 млн. руб. или на 23,2% по сравнению с предыдущим годом) и 213,3 млн. руб. (снижение на 53,3 млн. руб. или на 20,0% по сравнению с предыдущим годом) (приложение №3). Основные поступления в составе неналоговых доходов приходятся на доходы от использования государственного имущества – 190,6 млн. руб. (снижение по сравнению с ожидаемым исполнением за 2010 год - на 65,5 млн. руб. или на 25,6%). В 2012 и 2013 годах поступления указанных доходов прогнозируются в объеме 125,0 млн. руб. и 84,1 млн. руб. соответственно. Снижение составит 34,2% и 32,9% по сравнению с предыдущими годами. Платежи при пользовании природными ресурсами предполагаются в 2011 году в объеме 63,5 млн. руб., что составит 123,3% к ожидаемому исполнению за 2010 год. В 2012 и 2013 годах данные платежи составят по 64,2млн. руб. Поступления от продажи материальных и нематериальных активов области запланированы на 2011 год в объеме 63,0 млн. руб. (снижение на 51,0 млн. руб. или 44,7% по отношению к ожидаемому исполнению за 2010 год). На 2012 и 2013 годы указанные доходы прогнозируются в объеме 51,0 млн. руб. и 39,0 млн. руб. соответственно. Снижение составит 19,0% и 23,5% по отношению к предыдущим годам соответственно. Установленный размер дефицита областного бюджета не превышает предельных размеров (15,0%), установленных ст.92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Источники финансирования дефицита областного бюджета определены в приложении № 14 к законопроекту в соответствии с требованиями ст.95 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в том числе: Вторым по величине источником финансирования дефицита областного бюджета определено получение областным бюджетом кредитов от кредитных организаций в валюте Российской Федерации. Дефицит областного бюджета на 2012 год предусмотрен в законопроекте в сумме 757,0 млн. руб. или 3,6% общего годового объема доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, на 2013 год – в сумме 709,0 млн. руб. или 3,1% общего годового объема доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений. В качестве источников финансирования дефицита областного бюджета на 2012 и 2013 годы предусмотрено, как и в 2011 году, исполнение государственных гарантий и реализация регрессных требований гаранта к принципалам (3112,8 млн. руб. и 1684,9 млн. руб. соответственно), а также кредиты, полученные в валюте Российской Федерации от кредитных организаций (800,0 млн. руб. и 350,0 млн. руб. соответственно). Данная ситуация также несет в себе значительный риск не полного возврата бюджетных средств и, как следствие, отсутствие источника финансирования дефицита бюджета. Государственный долг. Необходимо отметить, что ожидаемый объем государственного долга на 01.01.2011г. составит 12443,0 млн. руб., в том числе по государственным гарантиям – 7102,3 млн. руб., по кредитам – 5340,7 млн. руб. Объемы государственных гарантий составляют в структуре государственного долга области: Объемы кредитов составляют в структуре государственного долга области: Вместе с тем, объемы государственного долга области не превышают предельных размеров, установленных ст.107 Бюджетного Кодекса Российской Федерации. Верхний предел государственного долга Калининградской области на 01.01.2013 года установлен в сумме 10469,7 млн. руб. (49,6% к объему доходов без учета безвозмездных поступлений), в том числе по государственным гарантиям – 2881,9 млн. руб., по кредитам – 7587,8 млн. руб. Предусмотрено снижение государственного долга в течение 2012 года на 2144,9 млн. руб. или на 17,1%. Объемы государственных гарантий составят в структуре государственного долга области на 01.01.2013 года 2881,9 млн. руб., предполагается их снижение за 2012 год на 2606,3 млн. руб. Объемы кредитов составят в структуре государственного долга области на 01.01.2013 года 7587,8 млн. руб., предполагается их рост за 2012 год на 461,4 млн. руб. Верхний предел государственного долга Калининградской области на 01.01.2014 года установлен в сумме 9133,7 млн. руб. (40,3% к объему доходов без учета безвозмездных поступлений), в том числе по государственным гарантиям – 1195,9 млн. руб., по кредитам – 7937,8 млн. руб. Объемы государственных гарантий составят в структуре государственного долга области на 01.01.2014 года 1195,9 млн. руб., предполагается их снижение за 2013 год на 1686,0 млн. руб. Объемы кредитов составят в структуре государственного долга области на 01.01.2014 года 7937,8 млн. руб., предполагается их рост за 2013 год на 350,0 млн. руб. Верхние пределы государственного долга Калининградской области на 2011 – 2013 годы не превышают ограничений, установленных ст. 107 Бюджетного кодекса РФ. Необходимо отметить, что суммы верхних пределов государственного долга Калининградской области, представленные в среднесрочном финансовом плане Калининградской области на 2011 год и на плановый период до 2015 года, не соответствуют аналогичным суммам, представленным в законопроекте. Предельный объем государственного долга Калининградской области на 2011 год установлен в сумме 17051,8 млн. руб., что составляет 90,6% от общего годового объема доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, что на 9,4% меньше допустимого. Предельный объем государственного долга Калининградской области на 2012 год установлен в сумме 17014,6 млн. руб., что составляет 80,6% от общего годового объема доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений. Предельный объем государственного долга Калининградской области на 2013 год установлен в сумме 15219,7 млн. руб., что составляет 67,1% от общего годового объема доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений. Предельные объемы государственного долга Калининградской области на 2011 – 2013 годы не превышают ограничений, установленных ст. 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Общий объем расходов, направляемых на обслуживание государственного долга, составит в 2011, 2012 и 2013 годах по 150,0 млн. руб. ежегодно. Отношение объема расходов, направляемых на обслуживание государственного долга, к объему расходов областного бюджета за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, составит соответственно по годам 0,70%, 0,68%, 0,64%. Предусмотренные объемы расходов отвечают требованиям ст.111 Бюджетного кодекса Российской Федерации о предельных объемах расходов на обслуживание государственного долга субъекта Российской Федерации (15%). Расходы на 2010 год согласно уточненной бюджетной росписи составляют 35383,4 млн. руб., ожидаемое исполнение за 2010 год - 33405,7 млн. руб. Расходная часть бюджета сформирована с учетом увеличения количества разделов бюджетной классификации, изменения порядка отнесения отдельных расходов на разделы и подразделы бюджетной классификации расходов, анализ предусмотренного объема расходов на 2011 год в сравнении с объемами расходов 2010 года в сопоставимых условиях не приведён, поэтому не представляется возможным проанализировать достаточность и объективность предусмотренных расходов по отдельным разделам, подразделам расходной части бюджета. В пояснительной записке к законопроекту указано, что расходы на содержание сети предусмотрены с учетом мероприятий, проводимых по ее оптимизации и введения новых учреждений, изменения численности получателей услуг, предоставляемых учреждениями, увеличения расходов на налог на имущество и на землю, изменения размеров страховых взносов (34,2% против 26,2%), но расчеты и расшифровки с учетом изменений и дополнительной потребности не представлены. В пояснительной записке не содержится данных об увеличении суммы расходов при формировании бюджета в связи индексацией материальных затрат с учетом прогнозируемого индекса роста потребительских цен. Расходы, предусмотренные на образование, культуру и кинематографию, здравоохранение, социальную политику, физкультуру и спорт, предусмотренные на 2011 год согласно законопроекту составляют 16097,5 млн. руб. или 53,5% по отношению к общему объему расходов. На 2012 год - 15590,1 млн. руб. или 51,6% по отношению к общему объему расходов на 2012 год, на 2013 год - 15722,8 млн. руб. или 49,9% по отношению к общему объему расходов на 2013 год. В целом по данному разделу в 2011 и 2012 годах проектом закона Калининградской области «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» расходы предусмотрены в меньших по сравнению с Законом Калининградской области «Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» суммах. В 2011 году уменьшение составляет 1114,8 млн. руб., а в 2012 году – 1321,2 млн. руб. Уменьшение произошло прежде всего за счет уменьшения расходов по подразделу 0113 «Другие общегосударственные расходы». В 2011 году уменьшение запланировано на 1084,7 млн. руб., а в 2012 году – на 1321,1 млн. руб. (приложение №4).
В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту расходные обязательства по данному разделу определяются федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и Калининградской области по вопросам развития сельского, лесного и водного хозяйства, транспорта, дорожного хозяйства, федеральных целевых программ. По данным отчета за 2009 год, исполнение расходов областного бюджета по разделу «Национальная экономика» составило 6590,4 млн. руб., что на 235,1 млн. рублей, или 3,4 %, меньше расходов, утвержденных областным законом №302 (с изменениями). По оценке ожидаемое исполнение областного бюджета по данному разделу за 2010 год составит 7283,2 млн. руб. или 97,4% сводной бюджетной росписи с изменениями.
В структуре раздела расходы на исполнение полномочий в сфере регулирования и поддержки гражданских отраслей промышленности и энергетики, сельскохозяйственного производства, полномочий в области лесных и водных отношений, иных расходных обязательств в области национальной экономики в 2011году составляют 58 % общего объема расходов по данному разделу, на дорожное хозяйство – 42 %. Согласно приложению №2 проекта закона об областном бюджете предусмотрена субвенция бюджету на осуществление полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, включая расходы по осуществлению этих полномочий в сумме 657,4 млн. рублей. По данному разделу на расходы в проекте бюджета (приложение к проекту закона №9) распределены средства на реализацию государственной политики в области занятости населения в сумме 159,6 млн. руб., 497,8 млн. руб. выделенных федеральных средств по разделу 1000 «Социальная политика».
Расходные обязательства по данному разделу определяются Жилищным кодексом Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации о федеральных целевых программах. В структуре раздела наибольший объем расходов в 2011 – 2013 годах приходится на коммунальное хозяйство (около 95 % общего объема расходов по данному разделу). Основная часть расходов на текущий и плановый периоды предусматривается за счёт средств федерального бюджета, в рамках финансирования федеральной целевой программы развития Калининградской области на период до 2015 года в общей сумме 10222,9 млн. рублей. На региональные целевые программы «Социальное развитие села Калининградской области на 2007 - 2012 годы» и «Жилище» в 2011 году запланировано направить 87,6 млн. рублей или 2,2% объёма расходов в целом по разделу. С 2011 года в областном бюджете введён подраздел «Благоустройство» в котором отражены расходы на премирование победителей ежегодно проводимого областного конкурса по благоустройству территорий в сумме 100,0 млн. рублей, расходы на содержание Военно-мемориального кладбища в сумме 3,6 млн. руб. В законопроекте бюджетные ассигнования по данному разделу на плановый период 2012 и 2013 годов предусмотрены с ростом, относительно плановых назначений, в 3,2 и 3,1 раза соответственно, что составит в 2012 году 5753,0 млн. руб., в 2013 году 693,0 млн. руб. Следует обратить внимание, что при формировании проекта закона «Об областном бюджете на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» объём расходов по разделу «Образование» планировался в объёме 1100,5 млн. руб. на 2011 год и 1055,3 млн. руб. на 2012 год, что в 5,4 и 5,5 раза (соответственно) ниже расходов, предусмотренных в настоящем законопроекте (приложение №5). Бюджетные ассигнования по разделу «Культура и кинематография» на плановый период 2012 и 2013 годов предусмотрены со снижением расходов, относительно плановых (ожидаемых исполнений) назначений 2010 года, на 40% и 19,4% соответственно, и с ростом расходных обязательств относительно плановых назначений 2011 года, на 3% и 34% соответственно, что составит в 2012 году 588,6 млн. руб., в 2013 году 763,9 млн. руб. Следует обратить внимание, что при формировании проекта закона «Об областном бюджете на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» объём расходов по разделу «Культура, кинематография, средства массовой информации», в части расходов, направляемых на финансирование объектов культуры, планировался в объёме 390,1 млн. рублей на 2011 год и 398,0 млн. руб. на 2012 год, что на 31,4% и 47,9% соответственно ниже расходов, предусмотренных настоящим законопроектом (приложение №7). Формирование расходов на здравоохранение осуществлялось с учетом Бюджетного послания Губернатора Калининградской области Калининградской областной Думе «О бюджетной политике в 2011 году и плановом периоде 2012 и 2013 годов. Расходы, предусмотренные на территориальную программу обязательного медицинского страхования (страховые взносы по обязательному медицинскому страхованию неработающего населения), предусмотрены на 2011 год в сумме 4125,9 млн. руб. с учетом численности неработающего населения области (542,7 тыс. чел). Размер взноса за неработающее население установлен в сумме 7602,4 руб. за одного неработающего жителя области в год. Подушевые нормативы финансового обеспечения, предусмотренные Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации в расчете на одного человека в год предусмотрены в размере 7633,4 руб. Согласно данным отчета фонда обязательного медицинского страхования по состоянию на 01 января 2010 года, численность неработающего населения по Калининградской области составляет 540,5 тыс. чел. Согласно данным, полученным от Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Калининградской области, Агентства по труду и обеспечению занятости населения Калининградской области, Государственной инспекции труда в Калининградской области, ЗАО «Областная медицинская страховая компания» - численность неработающего населения составляет от 303,4 до 499,0 тыс. чел. Учитывая вышеизложенное, необходимо актуализировать базы данных неработающих граждан области для определения реальной потребности средств областного бюджета на расходы по обязательному медицинскому страхованию неработающего населения. По подразделу «Социальное обеспечение населения» на 2011 год предусмотрено 3041,6 млн. руб. Бюджетные ассигнования по разделу «Социальная политика» на плановый период 2012 и 2013 годов предусмотрены с незначительным увеличением по отношению к показателям уточненной бюджетной росписи на 2010 год и составят в 2012 году 4 260,7 млн. руб., в 2013 году 4 292,6 млн. руб. Следует обратить внимание, что при формировании проекта закона «Об областном бюджете на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» объём расходов по разделу «Социальная политика» предусмотрен в объёме 2108,9 млн. руб., на 2011 год и на 2012 год со значительным снижением в 2,1 и 2 раза (приложение №9). При разработке законопроекта допущены неточности, несоответствия между приложениями №7 «Ведомственная структура расходов областного бюджета на 2011 год», №8 «Ведомственная структура расходов областного бюджета на плановый период 2012 и 2013 годов» и №9 «Распределение бюджетных ассигнований на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов по разделам, подразделам и целевым статьям классификации расходов областного бюджета» в части отражения ассигнований на финансирование расходов по «Социальному обслуживанию населения» (приложение №6). В качестве приоритетного направления региональной политики на среднесрочную перспективу в части расходов областного бюджета на развитие физической культуры и спорта рассматривается реализация целевых программ «Физическая культура и спорт - для всех» на 2007-2016 годы, «Мероприятия в области физической культуры и спорта на 2009-2012 годы» в сумме 52,6 млн. руб., что составляет 55,6% к расходам по разделу. На основании представленного отчета о реализации целевой программы Калининградской области «Физическая культура и спорт - для всех» на 2007-2016 годы, можно сделать вывод, что в результате реализации Программы в 2009 году кассовые расходы составляли 99,97%, индикативные показатели реализации Программы в 2009 году соблюдены полностью. Ожидаемое исполнение областного бюджета 2010 года по данному разделу составит 83,4%. Бюджетные ассигнования по разделу сформированы исходя из потребностей на 2011 год и включают в себя: Формирование проекта бюджета в условиях планируемых изменений бюджетной классификации, отнесения целевых межбюджетных трансфертов: (субсидий, субвенций, дотаций государственным внебюджетным фондам) на отраслевые расходы значительно изменило структуру бюджетных назначений по разделу 1400 «Межбюджетные трансферты» по сравнению с показателями областного бюджета на 2010год и плановый период 2011 и 2012 годов (приложение №10). Согласно оценке исполнения областного бюджета за 2010 год, расходы по подразделу 1100 «Межбюджетные трансферты» за 2010 год составят 16010,5 млн. руб., (соответственно проект на 2011 год — 10735,2 млн. руб., на 2012 год - 10428,9 млн. руб.). Рассматриваемым законопроектом расходы по подразделу 1400 «Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований» проектируются в 2011году в сумме 1783,6 млн. руб., на 2012 год — 1837,6 млн. руб., на 2013 год - 1900,6 млн. руб., то есть с уменьшением в 10 раз. Расходы по другим отраслевым разделам соответственно увеличиваются на суммы целевых трансфертов. Расчеты, обосновывающие как общую сумму расходов на дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений (приложение к законопроекту№10) и муниципальных районов (городских округов) на 2011год и плановый период 2012 и 2013 годов (приложение к законопроекту №11), так и распределение указанных средств между муниципальными образованиями, в нарушение вышеуказанных норм законодательства не представлены. Объем бюджетных ассигнований на предоставление дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальным районам (городским округам) на 2012год проектируется в сумме 1087,3 млн. руб. с увеличением на 375,0 млн. руб. или на 52,6% по сравнению с уточненными показателям 2010 года (712,2 млн. руб.), на 2012 год – 1 149,4 млн. руб. (5,6% к 2011 году), на 2013 год - 1210,2 млн. руб. (5,3% к 2012году). Объем бюджетных ассигнований на предоставление дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из регионального фонда финансовой поддержки на 2011год проектируется в сумме 36,3 млн. руб. (110% к уточненным показателям 2010 года), на 2012 год –38,4 млн. руб. (105,6% к 2011г.), на 2013г. - 40,4 млн. руб. (105,3% к 2012г.). Общий объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований проектируется на 2011 год в сумме 1123,6 млн. руб.(150,7% к уточненному плану 2010 года), на плановый период 2012г. – 1187,6 млн. руб. (105,6% к 2011 году), 2013г. – 1250,6 млн. руб. (105,3% к проекту 2012 года). Согласно статье 6 Закона Калининградской области «О межбюджетных отношениях» определено, что Законом Калининградской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период могут быть предусмотрены дотации на обеспечение мер по дополнительной поддержке местных бюджетов. Указанные дотации распределяются Правительством Калининградской области. Представленным проектом закона ежегодно предусмотрены перечисления в местные бюджеты дотаций в форме «Иные дотации» в объёме 650,0 млн. руб. на обеспечение мер по дополнительной поддержке местных бюджетов. Методика распределения данных средств законодательно не утверждена, указанные дотации распределяются Правительством Калининградской области. Следует отметить, что, рассматривая расходы федерального бюджета по подразделу «Иные дотации», в их структуре предусмотрены и являются преобладающими иные дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ, в том числе субъектам, имеющим недостаток средств на исполнение первоочередных расходных обязательств (91,5% в структуре расходов по данному подразделу в 2011 году). В числе материалов к рассматриваемому законопроекту в нарушение п.3.ст.140 Бюджетного кодекса Российской Федерации методики представлены не в полном объеме. Не представлены три методики: В целом отмечается, что увеличение расходов субвенций, предусмотренных законопроектом в 2011г., по сравнению с ожидаемым исполнением за 2010г. проектируется по 14 наименованиям субвенций, без изменений (на уровне 100%) - по 6 позициям. Проектируемого снижения размеров средств субвенций на 2011год по сравнению с ожидаемым исполнением за 2010год по анализируемым видам не установлено. Структура указанных расходов в разрезе конкретных региональных целевых программ и подразделов бюджетной классификации на 2011, 2012 и 2013 годы приведена в приложении №11. Перечисленные региональные целевые программы утверждены постановлениями Правительства Калининградской области. Сведения по указанным постановлениям приведены в приложении №12. По десяти целевым программам в 2011 году запланировано выделение средств в большей сумме, чем это предусмотрено самими программами. Превышение в разрезе программ составляет: По пяти целевым программам Калининградской области выделение средств из областного бюджета предусмотрено в меньших по сравнению с самими программами объемах. К таким относятся следующие программы: Программы «Модернизация здравоохранения Калининградской области на 2011 – 2012 годы» и «Защита побережья Балтийского моря, Калининградского и Куршского заливов в пределах Калининградской области» не утверждены никакими нормативными правовыми актами. Расходы по пяти программам («Развитие культуры Калининградской области(2007 - 2013 годы)», «Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений, а также лиц, замещающих выборные муниципальные должности» на 2008 - 2011 годы, «Повышение безопасности дорожного движения в 2008 - 2012 годах», «Комплексные меры противодействия незаконному обороту наркотиков и профилактики асоциального поведения в детско-молодежной среде на 2007 - 2011 годы» и «Развитие Калининградской области как туристского центра на 2007 - 2014 годы») законопроектом предусмотрены в полном объёме. Наибольший удельный вес расходов по региональным целевым программам в 2011 году приходится на программу «Повышение безопасности дорожного движения» (27,8%), а наименьший – на программу «Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений, а также лиц, замещающих выборные муниципальные должности» (0,02%). Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 года №1101-р считаем необходимым предусмотреть средства областного бюджета на разработку и реализацию региональной программы по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года. В статье 12 законопроекта Правительству области предоставлено право распределять средства резерва и перераспределять субвенции между муниципальными образованиями. Бюджетным кодексом Российской Федерации (п.5 ст.140) установлено, что распределение субвенций местным бюджетам утверждается законом о бюджете субъекта. При этом (абз.3 п.5 ст.140 БК РФ) допускается утверждение нераспределенной субвенции местным бюджетам в объеме, не превышающем 5% общего объема соответствующей субвенции, которая может быть распределена в порядке, установленном высшим исполнительным органом власти субъекта без внесения изменений в закон о бюджете субъекта РФ. С учетом изложенного контрольно-счетная палата предлагает в п.2.ст.12 исключить право, предоставляемое Правительству, по перераспределению средств субвенции, т.е. исключить слова «и перераспределение» или дополнить словами «с последующим внесением изменений в настоящий закон». В статье 15 законопроекта определено, что «предоставление, использование и возврат муниципальными образованиями бюджетных кредитов, полученных из областного бюджета, осуществляются в порядке, установленном Правительством Калининградской области». В настоящее время Порядок предоставления бюджетных кредитов местным бюджетам, утверждённый постановлением Правительства Калининградской области от 22 апреля 2010 года № 220 действует в соответствии с Законами Калининградской области "Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", "Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов.». Порядок предусматривает, что бюджетные кредиты местным бюджетам предоставляются в пределах срока, установленного программой предоставления бюджетных кредитов на соответствующий финансовый год и на плановый двухлетний период, утвержденной законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый двухлетний период. В законопроекте программа отсутствует. Рассмотрение проекта областного бюджета осуществляется в условиях отсутствия норм, регламентирующих порядок принятия и вступления в силу нормативных правовых актов, необходимых для его реализации. Анализ исполнения областного бюджета свидетельствует о негативном влиянии поздних сроков утверждения нормативных документов на качество исполнения бюджета в части равномерности исполнения расходной части бюджета. Контрольно-счетная палата Калининградской области предлагает ввести в законопроект текстовую статью, предусматривающую установление в максимально короткие сроки принятие порядков расходования средств областного бюджета, утверждаемых Правительством Калининградской области. |