Заключение
контрольно-счетной палаты Калининградской области
на проект закона Калининградской области «О внесении изменений
в Закон Калининградской области «Об областном бюджете
на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»


Рассмотрев представленный Министерством финансов Калининградской области проект закона «О внесении изменений в Закон  Калининградской области «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» (исх. № 03-04/6612 от 11.11.2011 г., дополнение к письму № 03-04/6738 от 21.11.2011 г.), контрольно-счетная палата Калининградской области отмечает следующее.

Проектом закона Калининградской области «О внесении изменений в Закон Калининградской области «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» вносятся изменения, которые меняют основные характеристики областного бюджета.

Доходы

Внесенными поправками доходы областного бюджета на 2011 год увеличиваются на 2552,4 млн. рублей, в том числе за счет:

- безмездных поступлений из федерального бюджета - на 2118,1 млн. руб.;
- налоговых и неналоговых доходов – на 302,0 млн. руб.;
- иных межбюджетных трансфертов из местных бюджетов - на 4,1 млн. руб.;
- возврата от местных бюджетов остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет - на 62,4 млн. руб.;
- иных безвозмездных поступлений (от государственной корпорации Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства) - на 76,2 млн. руб.;
- за счет уменьшения прочих безвозмездных поступлений - на 10,4 млн. руб.

Из общего объема безвозмездных поступлений из федерального бюджета дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов увеличиваются на 109,2 млн. руб.; субсидии увеличиваются на 509,7 млн. руб.; субвенции - на 1486,8 млн. руб.; иные межбюджетные трансферты - на 12,4 млн. руб.

Налоговые и неналоговые доходы областного бюджета увеличиваются, исходя из фактических поступлений за десять месяцев текущего года, на следующие суммы:

- по налогу на имущество организаций - на 200,0 млн. руб.;
- по налогу на добычу полезных ископаемых - на 15,0 млн. руб.;
- по государственной пошлине - на 20,0 млн. руб.;
- по доходам, получаемым в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средства от продажи на заключение договоров аренды указанных земельных участков - на 30,5 млн. руб.;
- по доходам, получаемым в виде арендной платы, а также средствам от продажи права на заключение договоров аренды за земли, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации (за исключением земельных участков автономных учреждений субъектов Российской Федерации) - на   2,0 млн. руб.;
- по плате за негативное воздействие на окружающую среду - на          4,0 млн. руб.;
- по штрафам, санкциям, возмещению ущерба - на 12,0 млн. руб.;
- по прочим неналоговым доходам - на 19,0 млн. руб.

Предлагается уменьшение платежей от государственных и муниципальных унитарных предприятий на 0,5 млн. руб.

С учётом вносимых изменений доходы областного бюджета составят 38499,9 млн. руб., в том числе налоговые и неналоговые доходы - 19228,7 млн. руб., безвозмездные поступления из федерального бюджета - 18977,5 млн. руб.

Расходы

Законом Калининградской области «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» (в ред. от 25.10.2011 № 43) расходы областного бюджета утверждены в сумме 41381,6 млн. руб. В представленном проекте сумма  расходов увеличена на 2833,7 млн. руб. и составит 44215,3 млн. руб.

Согласно данным приложения № 8 проекта закона, распределение бюджетных ассигнований на 2011 год по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов областного бюджета предусматривается в сторону увеличения по следующим разделам:

- 0100 «Общегосударственные вопросы» на 61,8 млн. руб.;
- 0200 «Национальная оборона» на 4,0 млн. руб.;
- 0300 «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» на 16,6 млн. руб;
- 0400 «Национальная экономика» на 454,0 млн. руб.;
- 0500 «Жилищно-коммунальное хозяйство» на 1444,8 млн. руб.;
- 0700 «Образование» на 386,6 млн. руб.;
- 0800 «Культура, кинематография» на 75,5 млн. руб.;
- 0900 «Здравоохранение» на 46,0 млн. руб.;
- 1000 «Социальная политика» на 267,8 млн. руб.;
- 1100 «Физическая культура и спорт» на 77,3 млн. руб.;
- 1200 «Средства массовой информации» на 1,0 млн. руб.

Вместе с тем, сокращены расходы по разделу 0600 «Охрана окружающей среды» на 1,7 млн. руб. на мероприятия по разработке схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Калининградской области.

В проекте закона расходы на исполнение полномочий в сфере национальной экономики, жилищно-коммунального хозяйства, образования и социальной политики увеличены на сумму 2553,2 млн. руб. или 90,1% от общей суммы увеличения расходной части бюджета (2833,7 млн. руб.), в том числе направлено на жилищно-коммунальное хозяйство - 1444,8 млн. руб. или 51,0%.

По разделу 0500 «Жилищно-коммунальное хозяйство» за счёт средств федерального бюджета дополнительно предусмотрены расходы на приобретение жилья гражданами, уволенными с военной службы (службы), и приравненными к ним лицами в сумме 1295,3 млн. руб., расходы за счёт средств государственной корпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» на обеспечение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов, переселению граждан из аварийного жилищного фонда в сумме 140,0 млн. руб.

Увеличение суммы расходов по разделу 0400 «Национальная экономика» предусматривается за счет увеличения расходов по подразделам:

- 0401 «Общеэкономические вопросы» на 12,6 млн. руб. на осуществление полномочий в области содействия занятости населения;
- 0402 «Топливно-энергетический комплекс» на 13,7 млн. руб на предоставление субсидий поставщикам твёрдого топлива (каменного угля) на возмещение недополученных доходов от его реализации населению области;
- 0405 «Сельское хозяйство и рыболовство» на 335,3 млн. руб. на государственную поддержку отраслей сельского хозяйства;
- 0406 «Водное хозяйство» на 2,5 млн. руб. на разработку проектной документации;
- 0408 «Транспорт» на 4,4 млн. руб. на компенсацию потерь в доходах организациям железнодорожного транспорта от перевозки пассажиров;
- 0412 «Другие вопросы в области национальной экономики» на 82,8 млн. руб., в том числе: на предоставление субсидии областному казённому предприятию «Отдел капитального строительства» на возмещение затрат, связанных с эксплуатацией волейбольного комплекса «Янтарный» в сумме 32,1 млн. руб., приобретение земельных участков для нужд  Калининградской области - 10,7 млн. руб., субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства - 34,1 млн. руб.

По разделу 1000 «Социальная политика» увеличены расходы за счёт федерального бюджета в сумме 228,6 млн. руб на социальные выплаты на приобретение жилья гражданами, уволенными с военной службы (службы), и приравненными к ним лицами, на обеспечение жильём молодых семей в сумме 39,8 млн. руб.
Увеличение бюджетных ассигнований по разделу 0700 «Образование» предусмотрено на реконструкцию и техническую модернизация Калининградского областного музыкального колледжа в сумме 280,9 млн. руб. за счёт средств федерального и областного бюджета, на модернизацию региональных систем общего образования в сумме 47,7 млн. руб.

Расходы областного бюджета по разделу 1400 «Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации РФ и муниципальных образований» проектируются на 2011год в сумме  1963,6 млн. руб., из них расходы по подразделу 1401 «Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ и муниципальных образований» составляют 1123,6 млн. руб., по подразделу 1402 «Иные дотации» предусмотрены средства на оказание дополнительной поддержке местным бюджетам в сумме 840,0 млн. руб., что соответствует действующей редакции закона о бюджете.

Проектом закона предусмотрено внесение изменений в размеры и распределение целевых средств - субвенций, субсидий и иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам.

Для финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований при выполнении государственных полномочий, переданных для исполнения органам местного самоуправления, законопроектом  предусматриваются средства субвенции местным бюджетам в сумме 4933,4 млн. руб., т.е. с увеличением на 317,1 млн. руб., или 106,7% к утвержденным расходам в редакции закона от 25.10.2011 №43 (4616,3 млн. руб.). Согласно законопроекту, органам местного самоуправления муниципальных образований в 2011 году передаются средства на осуществление 43 видов государственных полномочий (по целевым статьям расходов). Вводятся три новых вида субвенций, на реализацию которых проектируются средства областного бюджета в сумме 81,3 млн. руб.:

- 13,4 млн. руб. - на возмещение части затрат на закупку кормов для содержания маточного поголовья крупного рогатого скота;
- 7,6 млн. руб. - на реализацию целевой Программы Калининградской области «Вовлечение в сельскохозяйственное производство неиспользуемых по целевому назначению земель сельскохозяйственого назначения Калининградской области на период 2011-2016 годов» , которые распределены 13-ти муниципальным образованиям;
- 60,3 млн. руб. – на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях, в том числе школах всех типов, вечерних и заочных средних образовательных школах и образовательных школах-интернатах за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на модернизацию региональных систем общего образования, которые распределены между 12 муниципальными образованиями области.

Целевая Программа Калининградской области «Вовлечение в сельскохозяйственное производство неиспользуемых по целевому назначению земель сельскохозяйственого назначения Калининградской области на период  2011-2016 годов» утверждена постановлением Правительства Калининградской области  от 28.10.2011 №804. В нарушение пункта 3 статьи 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации, изменения и дополнения в Закон Калининградской области «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области отдельными государственными полномочиями Калининградской области по поддержке сельскохозяйственного производства» (в ред. от 12.10.2011 № 36) не внесены. Методики расчета размера субвенций бюджетам муниципальных образований по вышеуказанным видам субвенций законом Калининградской области не утверждены. Рассматриваемым законопроектом (приложение № 9) представлено распределение средств субвенции по муниципальным образованиям. Указанной целевой Программой представлены показатели (таблица №14) проектируемой потребности в денежных средствах на компенсацию части затрат на вовлечение в обработку неиспользуемой пашни  в сумме 7612,5 тыс. руб. (средства областного бюджета) по 15 муниципальным образованиям. В приложении 9 к законопроекту представлено распределение средств субвенции по 13 муниципальным образованиям, то есть не обеспечено соответствие показателей распределения средств областного бюджета и целевой Программы. Так, проектом закона предусмотрено выделение средств субвенции городскому округу «город Калининград» (107,5 тыс. руб.), целевой Программой средства не предусмотрены. Законопроектом  не предусмотрено выделение  субвенций следующим муниципальным образованиям: Балтийскому муниципальному району, Светловскому городскому округу, определенных целевой Программой получателями средств областного бюджета с объемом финансирования соответственно 45,0 тыс. руб. и 62,5 тыс. руб.

На основании постановления Правительства Российской Федерации от 31.05.2011 №436 «О порядке предоставления в 2011 – 2013 годах субсидий из федерального бюджета субъектам Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования» законопроектом учтено в доходах областного бюджета поступление в 2011 году субсидий из федерального бюджета в сумме 107,9 млн. руб. органам местного самоуправления 12 муниципальных образований на реализацию вышеуказанных целей предусмотрен новый вид субвенций в сумме 60,3 млн. руб.

Следует отметить, что постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2011 № 436 установлено, что в 2011 году субсидии за счет средств федерального бюджета могут направляться на возмещение произведенных в 2011 году расходов бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), связанных с исполнением расходных обязательств, предусмотренных комплексом мер. На федеральном уровне распределение средств осуществляется с учетом численности обучающихся в общеобразовательных учреждениях, расположенных в городской и сельской местности (с коэффициентом 2) и уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. Сведения о выполнении требований бюджетного законодательства (п.3 ст.140 Бюджетного кодекса Российской Федерации) в части утверждения законом Калининградской области методики и расчетов распределения средств субвенции по муниципальным образованиям не представлены. Средства субвенции местным бюджетам по 12 муниципальным образованиям (приложение №9) распределены в условиях отсутствия вышеуказанных нормативных актов.

На основании статьи 12 Закона Калининградской области «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» Правительством Калининградской области перераспределены субвенции между муниципальными образованиями постановлениями от 11.11.2011 № 855-857, внесенные изменения учтены рассматриваемым законопроектом. Проведенным анализом проектируемых изменений  отмечается, что субвенции в 2011 году по сравнению с утвержденными расходами, предусматриваются с увеличением по 10-ти видам субвенций, по 6-ти видам субвенций проектируется уменьшение расходов по сравнению с утвержденными ассигнованиями на 2011 год.

Наиболее значительные изменения в распределении средств субвенций произведены по отрасли «сельское хозяйство и рыболовство». Так, увеличение проектируется в размерах:

- 220,0 млн. руб. – возмещение процентов по инвестиционным кредитам,  полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах в 2004 - 2011 годах на срок от 2 до 10 лет за счет средств федерального бюджета;
- 18,0 млн. руб. – по субсидированию растениеводства;
- 3,4 млн. руб. – поддержку племенного животноводства;
- 2,1 млн. руб. – обеспечения деятельности органов управления в сфере установленных функций по сельскому хозяйству;
- 24,3 млн. руб. – на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях, в  том числе  школах всех типов, вечерних и заочных средних образовательных школах и образовательных школах-интернатах в связи с индексацией подушевого норматива на оказание образовательных услуг.

С уменьшением  - по следующим видам субвенций:

- на 16,3 млн. руб. - возмещение процентов по инвестиционным кредитам,  полученным в 2004 - 2011 годах на срок от 2 до 10 лет  (10,8 млн. руб.), в 2008 - 2011 годах на срок до 1 года за счет средств областного бюджета (5,5 млн. руб.);
- на 11,7 млн. руб. (сокращение в 4,9 раза) - субвенции на возмещение части затрат при утилизации старой и приобретении новой сельскохозяйственной техники российского производства;
- на 11,3 млн. руб. - на содержание общеобразовательных учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Законопроектом в 2011 году по 2-м видам субвенциям предусмотрены не распределенные между муниципальными образованиями средства в объеме, не превышающем 5 процентов общего объема соответствующей субвенции, что соответствует п.5 ст.140 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Законопроектом внесены изменения в средства фонда софинансирования расходов (субсидии) по отдельным направлениям. Увеличены иные межбюджетные трансферты местным бюджетам на обеспечение равного с Министерством внутренних дел Российской Федерации повышения денежного довольствия и заработной платы работникам подразделений милиции общественной безопасности на 10,3 млн. руб. По данной позиции отмечается расхождение показателей, представленных законопроектом в приложениях №№ 7,10. Так, в приложении №7 (КБК 012 0302 2020100 017 «Иные межбюджетные трансферты») бюджетные ассигнования определены в сумме 24703,16 тыс. руб., тогда как распределение указанных иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам (приложение №10) представлено в размере 24812,16 тыс. руб. Предлагается, согласно представленным Министерством финансов Калининградской области уточнений, утвердить распределение средств в измененной редакции приложения № 10.

Целевые программы Калининградской области

В проекте закона предусматриваются изменения в расходах региональных целевых программ. По разделу «Общегосударственные вопросы» ассигнования на реализацию целевых программ увеличиваются на 14,1 млн. руб., «Национальная экономика» - 1,0 млн. руб., «Жилищно-коммунальное хозяйство» - 43,6 млн. руб. и «Физическая культура и спорт» - 56,8 млн. руб. Бюджетные ассигнования по целевым программам уменьшаются по разделу «Культура, кинематография» на 41,6 млн. руб., «Здравоохранение» - 42,8 млн. руб., «Социальная политика» - 6,7 млн. руб.

Данные изменения приведены в приложении № 1 к заключению.

Государственный долг

Законопроектом установлено увеличение верхнего предела государственного долга на 01 января 2012 года на 250,2 млн. руб. (с 17288,2 млн. руб. до 17538,4 млн. руб.) или на 1,4% с одновременным изменением обязательств по государственным гарантиям Калининградской области на 230,2 млн. руб. (с 8301,7 млн. руб. до 8531,9 млн. руб.) или на 2,8%.

Изменение верхнего предела государственного долга обусловлено:

1) предоставлением государственной гарантии Калининградской области в обеспечение обязательств, возникающих у ОАО «Объединенные канализационно - водопроводные очистные сооружения курортной группы городов» в сумме 201,4 млн. руб. перед Северной Экологической Финансовой Корпорацией в целях реализации проекта реконструкции сетей и сооружений водоотведения в Калининградской области. Данная гарантия предоставляется как безрегрессная и в случае наступления гарантийного обязательства прямые расходы бюджета составят 201,4 млн. руб.

Следует обратить внимание, что в соответствии с принятой Программой государственных гарантий Калининградской области на 2011 год (ред. Закона Калининградской области от 01.06.2011 № 7 «О внесении изменений в Закон Калининградской области «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов») ОАО «Объединённые канализационно - водопроводные очистные сооружения курортной группы городов» предоставлена государственная гарантия с суммой гарантийного обеспечения - 48,3 млн. руб. Условиями предоставленной гарантии не предусмотрено право возникновения регрессного требования. В ходе исполнения областного бюджета (по итогам 9 месяцев) за счёт бюджетных средств объём исполненных гарантийных обязательств составил 1,6 млн. руб., что привело к дополнительной нагрузке на бюджет.

В соответствии с проектом Программы государственных гарантий Калининградской области на 2012 год, утверждаемой в составе Закона Калининградской области «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов», предусмотрено предоставление государственной гарантии ОАО «Объединённые канализационно - водопроводные очистные сооружения курортной группы городов» в объёме 179,1 млн. руб. Условиями предоставления государственной гарантии не предусмотрено право возникновения регрессного требования;

2) увеличением объёма гарантийных обязательств по государственной гарантии Калининградской области, предоставляемой МУП КХ «Водоканал» перед Министерством финансов Российской Федерации в рамках мирового соглашения в целях реструктуризации задолженности по соглашению о субзайме от 17.12.2001 № 01-01-06/27-1752 (проект «Реконструкция системы водоснабжения и охрана окружающей среды г. Калининграда») на 0,9 тыс. долларов США, что составляет 28,6 млн. рублей (с учётом курса доллара США, применяемого Министерством финансов Калининградской области при подготовке настоящего законопроекта).

Возникновение новых гарантийных обязательств повлекло соответствующие изменение объёма задолженности по государственным гарантиям на начало планового периода 2013-2014 годов. Верхний предел государственного долга на 01 января 2013 года увеличивается на 182,1 млн. руб., в части государственных гарантий Калининградской области на 182,1 млн. руб. На 01 января 2014 года увеличивается на 230,4 тыс. руб., в части государственных гарантий Калининградской области на 230,4 млн. руб.

Возникновение новых гарантийных обязательств повлекло изменение предельного объёма государственного долга в 2011 году на 310,2 млн. руб. (с 19752,8 млн. руб. до 20063,0 млн. руб.), в 2012 году на 230,2 млн. руб. (с 20688,2 млн. руб. до 20918,4 млн. руб.), в 2013 году на 182,2 млн. руб. (с 20512,6 млн. руб. до 20694,8 млн. руб.).

Уровень предельного объема государственного долга Калининградской области на 2011 – 2013 годы не превышает ограничений, установленных статьёй 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Дефицит

Рассматриваемым законопроектом предлагается увеличить дефицит областного бюджета на 281,3 млн. руб. или на 5,2%, доведя его до объема 5715,4 млн. руб. Источником финансирования данного увеличения дефицита областного бюджета является изменение остатков средств на счетах по учету средств областного бюджета на сумму 461,3 млн. руб. Соответствующие изменения вносятся в приложение № 14 действующего Закона «Источники финансирования дефицита областного бюджета на 2011 год».

С учетом того, что в составе источников финансирования дефицита областного бюджета предусмотрена разница между полученными и погашенными бюджетными кредитами, а также снижение остатков средств на счетах по учету средств областного бюджета, размер дефицита областного бюджета составит 5,4% утвержденного общего годового объема доходов областного бюджета без учета объема безвозмездных поступлений, что соответствует ограничениям, предусмотренным ст. 92.1 Бюджетного кодекса РФ (15%).