Глоссарий |
![]() |
Макет Русско-английского терминологического словаря соответствий по вопросам государственного аудита
Агрегированные индикаторы Aggregate indicators Составные показатели, объединяющие множество значений отдельных индикаторов (с учетом их удельного веса). Административный аудит Administrative audit Аудит, включающий в себя анализ организационной структуры учреждения, организации документооборота, процессов принятия решений, процессов комплектования административных штатов, административных процессов, ИТ-структур и систем передачи информации, организации мероприятий, хозяйственных вопросов и т.д. Анализ затрат и выгод Cost benefit analysis Метод оценки преимуществ и недостатков предложения, действия или решения, исходя из того, что предполагаемые преимущества и недостатки оцениваются в денежном выражении. Используется для оценки стоимостного соотношения затрат и ожидаемых результатов, т.е. финансовых последствий принятых решений. Анализ проблем/Метод «званого обеда» Issue Analysis/ Dinner Party, IADP Метод аудиторского исследования, разработанный Национальным управлением аудита (НУА) Великобритании. Этот подход, представляющий собой набор логичных и практичных правил, в сочетании с методами управления проектами позволяет логично, четко и ясно в установленные сроки составлять отчеты по результатам проведенных аудитов, а также устанавливать рабочие отношения с аудитируемой организацией. «Анализ проблем (Issue Analysis)», позволяющий определить, какую информацию необходимо собрать и как осуществлять сбор этой информации, основан на скрупулезном, структурированном подходе, позволяющем перевести общие вопросы высшего иерархического уровня в конкретные задачи аудита. При подготовке предложения о проведении аудиторского исследования обычно формулируются два или три наиболее общих вопроса (требующие ответа «да» или «нет»), на которые данное аудиторское исследование может дать ответы. Затем команда разбивает данные вопросы на подвопросы (т.е. вопросы второго, третьего и т.д. порядка), которые формулируются таким образом, чтобы в своей совокупности обеспечить полноту охвата проблемы и быть взаимоисключающими (т.е. не пересекающимися). Каждый подвопрос низшего уровня соответствует конкретной задаче аудита (на него можно ответить с помощью определенного аудиторского доказательства). В результате применения этого метода формулируется общая схема проведения аудиторского исследования. Аудит, проверка Audit (общ.) - проверка; ревизия, Аудит на соответствие, аудит соответствия Compliance audit 1) Внешний аудит соответствия деятельности законам, регулятивным установлениям, правилам. Объектами А.с. (США), как правило, являются региональные правительства и муниципальные власти, а также организации и учреждения, расходующие государственные средства. Цель А.с. - выявить нарушения законов при формировании и использовании государственных средств, которые могут оказывать материальное (значащее) влияние на финансовые отчеты. Типичные вопросы, решаемые при А.с.: нарушен ли лимит привлечения заемных средств для покрытия дефицита данного бюджета? Превышены ли полномочия данного регионального правительства по выпуску (объем эмиссии и виды) долговых ценных бумаг? Допускалось ли нецелевое использование полученных в рамках федерального финансирования бюджетных средств?; Аудит исполнения (эффективности) Performance audit Независимое исследование (оценка) эффективности и результативности правительственных мероприятий, программ или организаций, с точки зрения их экономичности и соответствия целям совершенствования. Аудитируемость Auditability Определяет, подходит ли данная тема (предмет) в качестве основной для исследования. Проблема должна быть одновременно поддающейся аудиту и заслуживающей аудитирования для того, чтобы быть включенной в программу аудита. Аудиторские выводы Audit conclusions Аудиторские выводы формулируются группой по проведению аудита по каждой ранее сформулированной цели аудита на основе полученных результатов (аудиторские доказательства в сравнении с критериями аудита – см.), а также профессионального суждения аудиторов. Аудиторский след Audit trail Система контрольных пометок и четких перекрестных ссылок, позволяющих легко определить при проведении аудиторской проверки, как (откуда) были получены те или иные результаты или выводы. Аудиторский след особенно важен в тех случаях, когда аудиторские выводы оспариваются проверяемой организацией или иными заинтересованными сторонами. Аудиторское доказательство Audit evidence Аудиторскими доказательствами могут быть различного рода документы, изложение фактов и прочая информация, собранная аудитором, на которой основываются аудиторские выводы/мнение. Аудиторские доказательства должны собираться в соответствии с критериями аудита, быть соотносимыми с этими критериями и поддающимися проверке. Аудиторские доказательства могут быть количественными или качественными. К аудиторским доказательствам относятся первичные документы и бухгалтерские записи, лежащие в основе финансовой отчётности, а также уточняющая информация, полученная из других источников. Помимо этого аудиторские доказательства могут включать результаты различных проверок, свидетельские показания, заявления, объяснения, экспертные заключения, аудио- и видеоматериалы, информацию на электронных носителях, результаты опросов и фокус-групп и т.д. Аудиторские доказательства должны соответствовать принципам достаточности, релевантности и надежности. Надежность доказательств, помимо прочего, обеспечивается с помощью принципа триангуляции (см.). Бенчмаркинг Benchmarking Метод анализа информации, заключающийся в сравнении какой-либо деятельности, результатов деятельности, используемых методов и т.д. с существующими эталонами (включая процесс поиска этих эталонов), т.е. наиболее передовыми, эффективными и результативными технологиями, подходами и методами работы, наиболее выдающимися результатами и т.д. Бенчмаркинг – это инструмент, дающий возможность определить, можно ли делать что-то лучше, чем это делалось до сих пор, путем сравнения с уровнями эффективности и результативности других или с передовыми подходами, использующимися другими. Бюджетная подотчетность Budget accountability Подотчетность в формировании и расходовании средств бюджета. Валидность Validity Степень точности измерения при установлении показателей и проведении проб. Валидные оценки принимают во внимание все влияющие факторы, учитывая контекст проведения оценки в его полноте, и присваивают им соответствующий вес в процессе формулировки заключений и рекомендаций. Валовой внутренний продукт Gross Domestic Product (ВВП) (GDP) Важнейший макроэкономический показатель системы национальных счетов, характеризует результат производственной деятельности экономических единиц-резидентов и измеряет стоимость товаров и услуг, произведенных этими единицами для конечного использования. Стоимость промежуточных товаров и услуг, использованных в процессе производства (сырье, материалы, топливо, услуги транспорта и пр.), не входит в ВВП. Валовой внутренний продукт на душу населения (ВВП) Gross Domestic Product (GDP per capita) Важнейший макроэкономический показатель системы национальных счетов. Валовой внутренний продукт на душу населения (в ППС) GDP per capita in PPS Важнейший макроэкономический показатель системы национальных счетов. Валовой национальный доход (ВНД) Gross National Income (GNI) Важнейший макроэкономический показатель системы национальных счетов. Валовой национальный продукт (ВНП) Gross National Product (GNP) ВНП может быть рассчитан методом суммирования добавленных стоимостей, методами потока расходов и потока доходов. ВНП определяется так же, как сумма чистого национального дохода (вновь созданной стоимости) и амортизационных отчислений на обновление изношенных основных средств. Важнейший экономический показатель. Используется для межстрановых сравнений ООН, Всемирным банком. Виды оценки программ Types of program evaluations in performance auditing Оценка процесса Process evaluation Степень соответствия реального исполнения программы предполагаемому (соответствие законам, нормативным актам, требованиям, ожиданиям потребителей и т.д.). Степень соответствия программы поставленным целям в плане получения продукции/услуг и клиентоориентированности. Оценка воздействия Impact evaluation Сопоставление реально полученных результатов с теми, которые имели бы место в случае отсутствия данной программы. Оценка экономической эффективности Cost-benefit and cost-effectiveness evaluation Сравнение полученных результатов с издержками их достижения. Внешняя проверка External audit Проверка, выполняемая учреждением, которое является внешним и независимым относительно проверяемого. Целью проверки является подготовка отчета о правильности и эффективности деятельности организации, ее бухгалтерском учете и финансовом состоянии, регулярности и законности операций и/или финансовом руководстве. Выборочная проверка Selective audit Проверка, направленная на определенный вид деятельности, либо на деятельность, для которой высока вероятность ошибок или нарушений. Выигрыш в результате повышения эффективности Efficiency gains, efficiency savings Выигрыш в результате повышения эффективности может быть финансовым (денежным) или выраженным в повышении результативности (неденежным). Гармонизировать Harmonize Приводить в соответствие с правилами и нормами, принятыми в сообществе стран, в объединении профессиональных участников, ассоциации специалистов. Гармонизировать систему бухгалтерского учета и аудита Harmonize an accounting and auditing system Приводить в соответствие различные национальные системы, обеспечивать их корреляцию с международными стандартами. Генеральные цели Overarching objectives Общегосударственные цели, например «Расширение возможностей для всех», «Рост производительности», «Устойчивый рост» и т.п., учитываемые всеми министерствами при выработке целей и запланированных показателей, которые будут прописаны в их Соглашениях о государственных услугах. Глобальный индекс честности (открытости) Global Integrity Index Разработан в 2002 году расположенным в Вашингтоне Центром за общественную честность (Center for Public Integrity) и некоммерческой организацией Глобальная честность (Global Integrity). Глобальный проект The Global Project on Международный проект, инициированный ОЭСР при участии других международных организаций, в том числе ООН, Всемирного банка, Евросоюза, ИНТОСАИ. Предполагается, что Глобальный Проект будет иметь четыре основные цели: Группа по проведению аудита Audit team Группа, состоящая из одного или нескольких аудиторов, проводящих конкретный аудит, в которую, при необходимости, могут быть включены специалисты нужного профиля - технические эксперты (см.). Данные Data Полученные в ходе сбора информации конкретные количественные и качественные сведения и факты. Действия Activities Действия, посредством которых мобилизуются ресурсы (финансовые, человеческие, технические и материальные) для получения конкретных результатов или внесения своего вклада в результат. Доказательство Evidence
Определение не дано. Указано, что критерий должного управления означает, что все публичные услуги (либо правительственные программы) подлежат аудиту. Запланированные показатели исполнения Performance targets Запланированные расчетные показатели, характеризующие эффективность, результативность и экономичность деятельности (т.е. исполнения).
Измерение результативности предполагает процесс мониторинга и отчетности о ходе выполнения мероприятий программы, прежде всего в плане продвижения к поставленным целям. Индикатор стандарта жизни, разработанный ООН. Индекс глобальной конкурентоспособности Global Competitiveness Index GCI Основной индикатор конкурентоспособности, который с 2006 года используется Всемирным экономическим форумом. ИГК основан на комплексном обзоре факторов, играющих критическую роль для повышения производительности и конкурентоспособности. Отобранные факторы группируются в девять сводных показателей:
Каждый сводный показатель имеет развернутые характеристики, определяемые как статистическими, так и другими измерителями. Индекс инфляции Inflation Index Важнейший макроэкономический показатель системы национальных счетов. Индекс использования научных достижений в экономике Knowledge Economy Index (KEI) Агрегированный показатель, характеризующий интегральную оценку готовности страны/региона к инновационной экономике/экономике знаний. Расчет показателя производится посредством показателей, характеризующих состояние: Индекс конкурентоспособности бизнеса Business Competitiveness Index BCI Специальный индекс, разработанный Всемирным экономическим форумом для оценки производительности, которую могут достичь компании в условиях, сложившихся в рамках конкретной экономики. Индекс отражает микроэкономические условия конкурентоспособности с учетом факторов, способствующих повышению экономической эффективности и производительности компаний. Индекс открытости бюджета Open Budget Index Предложен в октябре 2006 года общественными организациями 59 стран и дает содержательную практическую информацию относительно приверженности правительств бюджетной транспарентности и подотчетности. Индекс потребительских цен (ИПЦ) Consumer Price Index (CPI) Важнейший макроэкономический показатель системы национальных счетов. Показатель изменения цен на товары и услуги, входящие в фиксированную потребительскую корзину населения. В набор товаров и услуг, разработанный для наблюдения за ценами, включены товары и услуги массового потребительского спроса. Индекс промышленного производства Industrial production Важнейший макроэкономический показатель системы национальных счетов. Показатель эффективности развития экономики страны. Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) Human Development Index (HDI) Предложенный ООН агрегированный показатель. ИРЧП является комплексным показателем уровня средних достижений страны по трем основным направлениям в области развития человека: средняя продолжительность жизни при рождении; уровень грамотности взрослого населения и совокупная доля учащихся, поступивших в начальные, средние и высшие учебные заведения; и уровень жизни, оцениваемый по ВВП на душу населения в соответствии с паритетом покупательной способности (ППС в долл. США). Индекс устойчивого экономического благосостояния (ИУЭБ) Economic Index of Sustainable Welfare (ISEW) Показатель оценки относительной эффективности экономики (в течение определенного времени) в обеспечении лучшего качества жизни. Индикатор Indicator Сигнал, показывающий продвижение (или отсутствие продвижения) к цели; средство измерения того, что происходит фактически по сравнению с тем, что было запланировано в терминах количества, качества и своевременности. Индикатор - количественная или качественная переменная, которая обеспечивает простое и убедительное обоснование оценки достижений, изменений, эффективности функционирования. Индикатор исполнения Performance indicator Расчетный показатель позволяющий оценивать исполнение в случае, когда невозможно применить простой количественный показатель эффективности. Индикаторы второго поколения Actionable indicators Эти показатели основаны на стремлении идентифицировать вклад конкретных политических решений, процедур и институциональных установлений в общее качество управления. Индикаторы делового климата Doing business indicators Этот тип индикаторов основывается на информации, собираемой экспертами конкретной страны. Методология основывается на использовании фактической информации относительно законов и норм и позволяет оценить деловой климат страны. Индикаторы результативности Outcome indicators Индикаторы предназначены для оценки результатов (последствий) управления. Некоторые являются узко специальными, другие – более общими. Часто эти индикаторы, основаны на (субъективном) восприятии и отражают взгляды репрезентативных посредников (stakeholders) или заинтересованных наблюдателей, включая экспертов, чиновников, исследователей, лиц, принимающих решения, лиц, формирующих общественное мнение, бизнесменов и граждан. Инструкции для проверяющего Audit manual Сборник с описанием методов и стандартов проверки, которых должен придерживаться проверяющий. Это важный документ для достижения скоординированной, гармоничной работы проверяющих инстанций. Интервью Interview Интервью, которые используются при проведении аудита эффективности, бывают структурированными и неструктурированными. Структурированные интервью проводятся по заранее определенной схеме, вопросы задаются всем интервьюируемым в одном и том же порядке, подсказки или наводящие вопросы, а также отклонения от сценария не допускаются. При проведении неструктурированных интервью используется заранее подготовленная инструкция по проведению интервью, в которой указываются основные вопросы и возможные подсказки. В случае неструктурированных интервью интервьюируемых поощряют к тому, чтобы они сами высказывали свои мысли. Исполнение (оценка) Performance Характеризует, насколько эффективно, результативно и экономично правительства, организации или отдельные лица выполняют свои обязанности и функции, программы и пр. Данное понятие используется для оценки деятельности лиц, организаций, правительств. В России его обычно переводят как «качество» или «результаты», однако это не точно, поскольку существенно сужает общепринятое содержание термина. Например, термин «performance management», который принято переводить как «управление по результатам», на самом деле следует переводить как «управление исполнением», т.е. с учетом не только конечного результата, но эффективности и экономичности всего процесса. Исходные данные Baseline data Данные, характеризующие конкретную деятельность, программу или проект, и служащие отправной точкой для измерения эффективности функционирования этой деятельности, программы или проекта. Исследование исходных данных - анализ, описывающий ситуацию до начала работы. Служит важным параметром оценки при определении конечных результатов. Качественные методы проведения аудита эффективности Qualitative methods in performance audit Методы работы с вербальной и визуальной информацией, и информацией, полученной в результате бесед (интервью), и/или наблюдения или же непосредственно из письменных документов. При проведении аудита эффективности качественные методы работы используются для того, чтобы формулировать и/или проверять правильность проблем, идей и гипотез, а также представлять результаты в более наглядной и интересной форме. Качественное исследование состоит из двух этапов – получения и анализа информации. Для получения информации используются такие методы, как фокус-группы (см.), интервью (см.), анализ конкретных случаев (см.), обзор научной литературы, а также новые нетрадиционные методы, такие как «work shadowing» и «секретный покупатель (mystery shopping)». Метод «work shadowing» - это процесс сопровождения человека во время выполнения им его работы и наблюдения за тем, как он выполняет эту работу. Количественные методы проведения аудита эффективности Quantitative methods in performance audit Включают различные статистические методы, поддающиеся обсчету. Количественный показатель (количественная оценка) исполнения Performance measure Подход или способ, посредством которого качество исполнения может быть измерено количественно на основе утвержденной шкалы. Компетентность Competence Продемонстрированные личные качества и умение применять знания и навыки.
Конкретные случаи/примеры Case studies Качественный метод, который используется при проведении аудита эффективности. Конфликт интересов Conflict of interest 1) В бизнесе, в первую очередь финансовом. Коэффициент Джини Gini coefficient Индикатор уровня благосостояния населения страны, рассчитываемый на основе результатов опросов населения. Коэффициент нищеты The Human Poverty Index (HPI) Коэффициент характеризует среднюю дистанцию, отделяющую население от черты бедности. Она определяет объем ресурсов, необходимых для того, чтобы вывести все неимущее население за черту бедности путем целенаправленного перераспределения субсидий. Критерии аудита Audit criteria Критерии аудита представляют собой достижимые стандарты эффективной, результативной и экономичной деятельности аудитируемой организации, которые устанавливаются до начала собственно проведения аудита. Они являются теми эталонами, в сравнении с которыми будет оцениваться реальная ситуация в работе проверяемой организации на этапе проведения собственно аудиторского исследования. Значительные отклонения реальных показателей от критериев составляют основу аудиторских выводов и рекомендаций. Критерии аудита должны быть достижимыми, объективными, приемлемыми, понятными, обоснованными, своевременными и полными. Критерии аудита должны быть сформулированы отдельно для каждой цели в каждой ключевой области проекта. Так, например, для области «закупки материалов» могут быть установлены следующие критерии аудита: Материально значимая информация Material information Существенная, реально значимая информация о событиях в компании, способная повлиять на оценку бизнеса и соответственно на цены акций. Концепция М.з.и. имеет важнейшее значение в регулировании рынка капиталов, прежде всего при создании систем раскрытия информации, обеспечивающих равный доступ всех инвесторов к фактам, способным повлиять на цены финансовых активов, с тем, чтобы обеспечить эффективность рынка и рациональное поведение инвесторов. Материальность, соответствие и объективность Materiality, relevance and objectivity Предмет аудита должен соответствовать понятию «материальность», т.е. методу учета/аудита, в котором объекты учета, имеющие значение, отделяются от не имеющих значения на основе установленного количественного критерия. Информация должна соответствовать предмету аудита и конкретному рассматриваемому в его рамках вопросу. Объективность означает беспристрастность, равновесие и нейтралитет. Межведомственная программа Cross-cutting programme Программа, направленная на решение конкретной государственной задачи (например «Борьба с незаконным оборотом наркотиков» или «Welfare to Work» - инициатива, направленная на то, чтобы помочь людям, живущим на пособие, найти работу и зарабатывать себе на жизнь самим), как правило, такие программы охватывает сферы ответственности более чем одного министерства или агентства. Меморандум по планированию проверок Audit planning memorandum Документ, целью которого является: Мета-анализ Meta-analysis Вариация систематического обзора, позволяющая обобщать результаты ряда оценок программы, чтобы получить возможность с уверенностью утверждать, каков общий эффект программы. Объединение результатов ряда исследований способно помочь точно определить, каковы результаты, например, схемы лечения. Используется при необходимости проведения общей оценки эффективности программы. Метод «обоснованной теории» Grounded theory Практический, систематический и итеративный способ анализа качественных данных путем формулирования абстрактных концепций (или кодов) и выводов из этих концепций. Методология оценки систем публичных (государственных) закупок ОЭСР OECD Assessment Methodology for Public Procurement Systems Разработана в 2003-2004 годах ОЭСР и Всемирным банком и существует в виде пилотного проекта. Измеряет соответствие (compliance), эффективность (performance), транспарентность и честность (integrity) систем государственных закупок.
Методология проведения аудита эффективности это используемый набор методов для сбора или анализа данных. Обычно используются как количественные, так и качественные методы работы (см.) в различных сочетаниях - как минимум три-четыре различных метода. При этом важную роль играет принцип триангуляции (см.) Типичные методы включают анализ документов проверяемой организации, проведение опросов или фокус-групп (см.). Выбор методологии зависит от специфики предметной области, в которой проводится аудиторское исследование. Методы проведения проверки Auditing methods Совокупность правил, принципов и способов проведения проверки. Моделирование эффективности затрат Cost effectiveness modelling Область статистического моделирования, исследующая затраты на проведение программы по отношению к ее эффективности и результативности. Используется при необходимости определить затраты на проведение программы и разбить их на отдельные компоненты для того, чтобы оценить их себестоимость. Мониторинг Monitoring Постоянная функция, ориентированная, прежде всего, на предоставление менеджерам и иным заинтересованным лицам характеристик обратной связи и предварительной информации об успехах или неудачах в достижении намеченных результатов. Мониторинг отслеживает фактическое функционирование или ситуацию относительно того, что было запланировано или ожидалось в соответствии с заранее определенными стандартами. В целом, мониторинг включает в себя сбор и анализ данных по выполнению программы или проекта, стратегиям и результатам, и рекомендации по их корректировке. Мониторинг результатов Outcome monitoring Процесс сбора и анализа данных для измерения эффективности функционирования программы, проекта, партнерства, процесса стратегического реформирования и/или "гибкая" поддержка достижения результатов развития. Определенный набор индикаторов сформирован таким образом, чтобы регулярно отслеживать ключевые аспекты работы. Эффективность работы определяется эффективностью преобразования ресурсов в результаты, итоги деятельности и влияние. Надежность, обоснованность и последовательность Reliability, validity and consistency Пользователи должны быть уверены в надежности и обоснованности результатов аудита. Надежность предполагает согласованность и достоверность данных, полученных в итоге повторяемого применения научного инструментария или процедуры сбора данных в одинаковых условиях. Абсолютная надежность данных оценки труднодостижима. Тем не менее, типовые контрольные списки и тренировки специалистов по оценке позволяют улучшить как надежность, так и валидность данных. Качество обеспечения надежности подразумевает исчерпывающий сбор данных и уместность, правомерность использования вопросов, связанных с оценкой. Показатель экономического состояния страны, представляющий в денежном выражении совокупность потребительных стоимостей, созданных и накопленных обществом. Непосредственные результаты Outputs Непосредственные результаты действий правительства (государства), например, доля населения, обучающегося в высших учебных заведениях за счет бюджетных средств, количество прошедших лечение в учреждениях государственной системы здравоохранения и т.п. Обеспечение качества Quality assurance Существуют четыре вида постаудиторской оценки, с помощью которых можно получит информацию о качестве аудита эффективности: внешние отзывы, отзывы проверяемой организации, оценка группы, проводившей аудит эффективности (team review, см.), а также освещение в прессе. В Великобритании, например, проведение внешней оценки НУА обычно поручает научным центрам, обладающим высокой компетентностью в данной области.
Независимая оценка проверки, проводимая с целью удостовериться в ее качестве (Quality of audit performed), а именно в том, что выводы проверки хорошо обоснованы, и что она проводилась в соответствии с действующими стандартами и поставленными целями. Область исследования Area of investigation Область, включающая в себя и определяющая как предмет, так и степень проводимой проверки. Область исследования максимально точно определяет предмет проверки в соответствии с тем, какая организация должна быть проверена и каков характер планируемой проверки. Область проверки Audit field Определение предмета, методов проведения и рассматриваемого временного периода выполняемой проверки. Обоснование аудита исполнения (эффективности) Business case Документ, в котором должны быть четко изложены следующие аспекты: предыстория вопроса и контекст, в котором будет проводиться исследование; возможные риски для аудита эффективности; интерес парламента и общественности к данной теме; основные проблемы; методы, которые будут использоваться при проведении аудита эффективности, с обоснованием выбора данных методов для получения соответствующих аудиторских доказательств; вероятные результаты; аудиторские рекомендации и финансовые последствия; ожидаемые затраты; трудозатраты; необходимые ресурсы и сроки проведения аудита (все – с обоснованием); а также план осуществления взаимодействия и передачи информации различным заинтересованным сторонам. Обратная связь Feedback Как процесс, обратная связь заключается в организации и оформлении должным образом значимой информации, полученной в итоге проведения мониторинга и оценки, распространение этой информации для целевой аудитории и, главное, использование этой информации в качестве основания для принятия решений и обучения. Как продукт, обратная связь представляет собой информацию, которая получена в ходе мониторинга и оценки и передана сторонам, которым она необходима и полезна. В нее входят полученные данные, заключения, рекомендации и наилучший опыт. Общая цель проверки General audit objective Цель, устанавливаемая проверяющим на этапе первоначального планирования и дающая ему возможность проверить качество: Общепринятые принципы бухгалтерского учета (ОПБУ) Generally accepted accounting principles/ procedures (GAAP) Общие основополагающие принципы, которые приняты профессиональными ассоциациями или учреждениями в области бухгалтерского учета. Общественное обсуждение «Community workshop» Метод качественного анализа, похожий на фокус-группы, но отличающийся тем, что в нем участвует большее число (часто более 50) представителей заинтересованных сторон или общественности, которых приглашают для обсуждения проблем, являющихся предметом аудиторского исследования. Полезен в тех случаях, когда существует ряд заинтересованных сторон, с которыми вы хотели бы обсудить тему и которых вы собираетесь привлечь к участию в фокус-группах. Общие цели аудита эффективности General goals of performance auditing Общие цели аудита эффективности состоят в том, чтобы обеспечивать законодателей: Объекты аудита исполнения(эффективности) Audit objects Действия, направленные на решение определенных задач, исходя из определенных ресурсов и в определенные сроки.
Совокупность взаимосвязанных мер – правовых, финансовых и других, реализуемых в рамках политики правительства или отдельного органа власти.
Совокупность людей, структур и процессов, ставящих перед собой задачу достижения тех или иных целей.
Все решения, действия и правила по руководству, учету и распределению людских, финансовых и материальных ресурсов. Опрос Survey При проведении аудита эффективности используются опросы (проводятся аналогично социологическим опросам) – по почте, по телефону, через Интернет, а также в форме интервью при личной встрече. При этом в методологическом разделе аудиторского отчета указывается число опросов, где, когда и как они проводились, что определяло выборку и какова она была, какую цель преследовали опросы; собственно список вопросов может быть приведен в приложении к отчету или на внешнем веб-сайте. Отчет о результатах проверки Audit report Отчет об обнаруженных фактах, заключения и, при необходимости, рекомендации, которые проверяющая организация считает обязательным указать проверяемому или другому ответственному лицу. К отчету о результатах проверки может прилагаться объяснительная записка проверяемого. Оценка на основе участия Participatory evaluation Коллективная экспертиза и оценка программы или проекта заинтересованными лицами и бенефициариями. Оценки на основе участия должны быть обдуманны, ориентированы на действие и укрепление потенциала. Оценки на основе участия, прежде всего, ориентированы на информационные потребности заинтересованных лиц, нежели донора, который выступает как посредник - фасилитатор. Оценка программ и аудит исполнения (эффективности) Program performance evaluation and auditing Оценка программ – систематическое исследование, целью которого является определение того, насколько хорошо программа выполняется. Включает более широкий круг информации об эффективности реализации программы, нежели текущий мониторинг программы. Такая оценка позволяет дать общую картину и определить, что нужно сделать для улучшения результатов.
Оценка публичных расходов и финансовой подотчетности Public Expenditure and Financial Accountability Assessment Осуществляется с 2001 года и характеризует основные параметры открытых и упорядоченных систем публичного (государственного) финансового управления. Оценка собственной работы группой, проводившей аудит исполнения (эффективности) Team review После завершения аудита эффективности и выпуска аудиторского отчета команда проводит свою оценку, опираясь на внешние отзывы, отзывы проверяемой организации и освещение в прессе. Цель этой оценки – определить, что в проделанной работе удалось и почему, что оставляет желать лучшего и почему, а также вычленить уроки, полезные для будущих аудиторских исследований. Партнерство Partnership Сотрудничество между учреждениями в целях достижения общих согласованных целей и решения задач, которое объединяет индивидуальные силы и повышает эффективность совместных действий. Эффективные партнерства, в которых есть ясное понимание вклада каждого партнера в достижение согласованных результатов, являются ключевыми в достижении конечной цели. Передовые (наилучшие) практики Best practices Методы управления и планирования, которые оказались успешными в определенных конкретных обстоятельствах. Наилучшие практики демонстрируют наиболее успешный опыт и особенности его использования в различных условиях. План работ Work plan Совокупность задач, временных рамок и обязанностей, формулируемая на год или несколько лет. Используется как контрольный/мониторинговый инструмент, для того чтобы гарантировать производительность и достижение результатов. Планирование проверок Audit planning Процесс определения этапов, которые необходимы для выполнения проверок. Включает меморандум по планированию проверок, программы проверок и финансовую смету. Погрешность Bias Касается статистической погрешности. Это неточное представление данных, которое вызывает систематическую ошибку в итогах исследования. Погрешность может возникать из-за переоценки/недооценки показателей или трендов, может быть вызвана неполнотой информации или умышленными, либо непредумышленными ошибками при сборе данных. Подотчетность Accountability Ответственность за обоснованность расходов, принятые решения или результаты официальной деятельности и осуществление властных полномочий, в том числе и обязанности, делегированные нижестоящим структурным подразделениям или сотрудникам. Подотчетность - это также обязательство обеспечить истинное и справедливое представление проведенной работы и ее результатов. Это относится к обязательствам партнеров действовать согласно четко определенным обязанностям, ролям и ожиданиям результатов работы и гарантировать достоверные, заслуживающие доверия контроль, оценку и отчетность. Показатели оптимального исполнения Best Value Indicators Показатели, устанавливаемые правительством, которые дают возможность получить картину того, насколько эффективно, результативно и экономично работают местные администрации. Эти показатели отражают заинтересованность государства в том, как осуществляется предоставление государственных услуг (включая социальные услуги) на местах и дают возможность проводить сравнения исполнения (т.е. эффективности, результативности и экономичности работы) различных организаций, а также сравнение эффективности исполнения обязательств отдельными организациями в разные периоды времени. Для того, чтобы местные власти добивались оптимального исполнения обязательств центральное правительство устанавливает показатели оценки исполнения для основных государственных услуг. С их помощью можно выявить услуги, предоставление которых отвечает высоким стандартам, а также услуги, предоставление которых «хромает» и требует улучшения, сравнивать качество услуг, предоставляемых данной конкретной организацией с другими организациями, а также устанавливать целевые показатели на будущее. Показатель «истинных сбережений» Genuine domestic savings (GDS) Показатель предложен Всемирным банком. Полное раскрытие информации Full disclosure Публикация финансовой отчетности, существенных фактов, которые способны повлиять на оценку рынком бизнеса компании-эмитента. Распространение (посредством различных информационных каналов) публичных сообщений, позволяющих оценить финансово-хозяйственное положение компании, устойчивость и перспективы ее развития. Входит в обязанности компании в соответствии с законодательством об акционерных обществах и рынке ценных бумаг, которое предписывает раскрытие установленного набора фактов. Процесс П.р.и. создает фундаментальную возможность для инвесторов принимать взвешенные решения о вложении средств. Порядок представления разногласий Contradictory procedure Порядок, при котором (выводы) заключения или отчеты о результатах проверки направляются проверяемому с запросом письменного объяснения с указанием срока ответа. Ответу могут предшествовать двусторонние обсуждения, чтобы прояснить существо вопроса. Последующая деятельность Follow-up Систематическая проверка и оценка проверяющим, выполняемая после проведения проверки, с тем, чтобы установить, что предпринимается проверяемым по реализации заключений и рекомендаций, содержащихся в акте проверки. Последующая оценка качества аудита Cold review Процедуры оценки опубликованных отчетов после завершения аудиторских проверок (так называемый «холодный» или постаудиторский/последующий контроль качества аудита). Пределы проверки Audit scope См. Степень проверки. Принцип триангуляции Triangulation Для обеспечения надежности и достоверности информации по какому-либо вопросу используются минимум три различных метода сбора и анализа данных, подтверждающих один и тот же факт, например, фокус - группы, бенчмаркинг, опрос. Проверка стратегического планирования Strategic-planning audit Проверка, направленная на подтверждение того, что достигаются основные цели предприятия или учреждения и что оно реализует утвержденную стратегию относительно приобретения, использования и распоряжения ресурсами. Проверка управленческой деятельности Management-practice audit Проверка всех систем и способов, которые используются руководством для принятия решений и их исполнения, а также оценка степени достижения намеченных целей. Программа проверки Audit programme Документ, в котором определяются: Процедуры проверки Audit procedures Отраженная в Программе проверки совокупность способов и методик проведения проверок, обеспечивающих своевременное и рациональное выполнение мероприятий по проверке. Процент ВВП, использованного на исследования и разработки Percent of GDP spent on research and development Показатель устойчивого развития. Публичная подотчетность Public accountability Публичная подотчетность означает, что министерство или орган, ответственный за реализацию правительственной программы, несет ответственность за ее эффективное и результативное выполнение. Развитие потенциала Capacity development Процесс, посредством которого индивиды, группы, организации и страны развивают, увеличивают и организовывают свои системы, ресурсы и знания, что в совокупности выражается в их способности (индивидуально и коллективно) реализовывать конкретные задачи, формулировать цели и достигать их. Развитие потенциала определяют также как «укрепление» или «наращивание» потенциала. Располагаемый валовой национальный доход Gross national disposable income Показатель национальных счетов. Результативность Effectiveness Понятие «результативности» относится к конечным/социально значимым результатам (outcomes) деятельности, программы и т.д. Оценка результативности предполагает получение ответа на вопрос, были ли достигнуты запланированные цели и как соотносятся конечные результаты программы с запланированными. Результативность показывает степень достижения поставленных целей и задач. Результативность и эффективность Effectiveness and efficiency Результативность означает делать то, что надо, в то время как эффективность означает делать так, как надо (“effectiveness is about doing the right thing, efficiency is about doing the thing right”). Результаты аудиторских исследований (оценок) Audit findings Результаты оценки собранных аудиторских доказательств (см.), сопоставленных с критериями аудита (см.). Результаты аудиторских исследований (проверок) могут указывать как на соответствие или несоответствие критериям аудита, так и на возможности повышения эффективности деятельности проверяемой организации.
Возможные меры, предложенные проверяющей организацией для устранения недостатков, обнаруженных во время проверки. Релевантность, соответствие Relevance Степень, в которой цели программы или проекта остаются действительными и адекватными тому, как было изначально спланировано, и тем изменениям, которые были внесены впоследствии вследствие изменяющихся обстоятельств в рамках непосредственного контекста этой программы или проекта и влияния на него внешних факторов. Для конечного результата – это степень, в которой результат отражает ключевые национальные приоритеты и в которой его поддерживают ключевые партнеры. Ресурсы Inputs Ресурсы, которые используются для получения и реализации конечного результата. Ресурсы обычно включают человеческие ресурсы, физические ресурсы, административные услуги, информационные технологии и т.д. Риск Risk Угроза, опасность, возможность и вероятность потери или ущерба; лицо, вещь или фактор, которые могут с большой вероятностью привести к потере или ущербу. Во многих учебниках понятие «риск» определяется как «вероятность наступления неблагоприятных последствий будущих событий». Риски для проведения аудита эффективности в запланированные сроки при обеспечении высокого качества работы могут включать сложности с получением репрезентативных данных, отсутствие готовности проверяемой организации к сотрудничеству и оперативному решению вопросов или недостаток персонала. Для обеспечения успешного проведения аудита эффективности необходимо планомерно осуществлять управление рисками (risk management, см.). Сбор информации на местах Fieldwork Сбор качественной и количественной информации (см.), необходимой для формулировки аудиторских выводов и рекомендаций, на местах, т.е. в проверяемом министерстве, учреждениях, непосредственно предоставляющих услуги и т.п. Система рейтинговых оценок Rating system Инструмент формирования и утверждения суждения относительно уместности осуществляемой деятельности или успешности программы или проекта, путем использования шкалирования по числовым, буквенным или описательным условным обозначениям. Систематический обзор или обзор статей на основе стандартизованного анализа Systematic review Обзор, в котором факты, относящиеся к какой-либо теме или вопросу исследования, систематизируются, оцениваются и обобщаются в соответствии с заранее определенными критериями. Системное изучение System study Изучение всей информации, которая относится к правилам, организации и финансам проверяемого учреждения с целью получения более глубокого понимания систем его управления. Включает в себя описание систем управления и внутреннего контроля, проверку этого описания и общую оценку. Следственный аудит, аудиторское расследование Investigative audit Под следственным аудитом Национальное управление Великобритании понимает некий «гибрид», сочетающий в себе элементы аудита эффективности расходования ресурсов и финансового аудита. Темы для расследований часто возникают в результате анализа рисков, проводимого финансовыми аудиторами. Следственные аудиты обычно бывают короче и более сфокусированными, чем традиционный аудит эффективности, а формы представления непосредственных результатов таких расследований могут варьировать в зависимости от предмета. Зачастую при проведении следственного аудита аудиторы эффективности и финансовые аудиторы работают бок о бок, объединяя свои знания. Следственный аудит существует также в США и других странах. Такой аудит проводится на основе полученной информации о вызывающей вопросы или подозрительной деятельности конкретного лица или организации. В центре внимания такого аудита обычно находятся конкретные аспекты работы организации или конкретного лица. Соглашения о государственных услугах Public Service Agreements Соглашения о предоставлении государственных услуг (Public Service Agreement, PSA) были впервые введены в Великобритании в1998 г. в результате комплексного анализа государственных расходов, в ходе которого было подробно рассмотрено распределение бюджетных ресурсов между статьями расходов. Таким образом, впервые был поставлен вопрос о необходимости повышения качества услуг и проведении соответствующих реформ. Новый подход включал в себя два основных элемента: Соглашения о государственных услугах (Public Service Agreements, PSA), а также Соглашения о качестве услуг (Service Delivery Agreements, SDA) - последние содержат показатели более низкого порядка для целей планирования деятельности министерств. Эти соглашения устанавливают цели и задачи каждого министерства, целевые значения показателей качества и объема бюджетных услуг и ожидаемого эффекта от их предоставления и т.д. PSA рассматриваются Кабинетом министров одновременно с бюджетными ассигнованиями, PSA публикуются и включаются в представляемый Парламенту проект бюджета наряду с бюджетными заявками министерств и ведомств, согласованными на уровне правительства. Содержание (предмет) аудита Audit scope Составление карты последовательности операций Flow-charting Карты последовательности операций иллюстрируют процесс развития процедур, оборота информации или документов. Такая технология позволяет составить обобщенное описание сложных схем или процедур. Среднесрочная оценка Mid-term evaluation Вид оценки, осуществляемый в ходе выполнения проекта или программы. Его основная цель состоит в том, чтобы оценить достигнутые успехи, сделать предварительные выводы по управлению программой или проектом и составить рекомендации на оставшийся период. Она касается оперативных вопросов релевантности и эффективности функционирования и дает основания извлечь предварительные уроки из реализации программы или проекта. Иногда ее называют "непрерывная " оценка. Стамбульская декларация 2007 The Istanbul Declaration, Принята в 2007 г. в Стамбуле представителями ОЭСР, Еврокомиссии, Всемирного банка, ООН, Программы развития ООН. Стандарты проверки, аудита Auditing standards Стандарты, нормы, правила, в которых определены требования к содержанию, цели и организации аудиторской деятельности, процедурам и технологии проверки, составлению отчета о результатах проверки и качеству работы проверяющего в целом Статистическое моделирование Statistical modelling Инструмент для оценки отношения между конечным результатом (например, оценкой эффективности и результативности) и одной или несколькими переменными (или использованными ресурсами), способными повлиять на данный конечный результат. Позволяет оценить, какие виды использованных ресурсов и методы управления оказывают максимальное влияние на конечный результат. Стратегическая оценка Strategic evaluation Оценка специфической проблемы, зачастую сквозной, существенно влияющей на основные приоритеты развития отдельных секторов экономики или страны в целом. Для решения таких проблем чрезвычайно важным является правильное планирование во времени, поскольку любые долгосрочные проекты несут высокие риски для заинтересованных лиц и ведут к формированию конфликта интересов. Целью стратегической оценки является формирование глубокого понимания проблемы, уменьшение зоны сомнения в связи с выбором той или иной опции по решению конкретной задачи. Такой подход позволяет достичь приемлемого рабочего соглашения заинтересованных сторон, выработать общее понимание определенных стратегических вопросов в качестве конкретных шагов общепринятой стратегии. Стратегическое планирование в аудите исполнения (эффективности) Strategic planning Предполагает следующие шаги: Стратегия коммуникации и обмена информацией Communication strategy Для того чтобы отчет о результатах аудита эффективности получил максимальный резонанс и оказал максимальное воздействие (impact, см.), нужно, чтобы необходимая информация была доведена до сведения целевой аудитории. В Национальном управлении аудита Великобритании (НУА), например, в самом начале исследования группа по проведению аудита эффективности разрабатывает стратегию коммуникации и передачи информации, которая по мере необходимости корректируется в процессе проведении исследования. Данная стратегия включает действия, нацеленные на максимизацию воздействия результатов аудита, основные выводы, которые необходимо донести до аудитории, ключевые группы, до которых должна быть доведена необходимая информация, пути донесения этой информации до ключевых групп, риски, тактику работы с прессой, а также организацию обмена информацией с проверяемой организацией и иные формы необходимых контактов. Структурно-логический подход Logical framework (logframe) approach Методология, которая логически связывает основные элементы в программе и проектной разработке, и помогает обеспечить высокую вероятность результативности осуществления деятельности, причем в измеримых параметрах. “Структурно-логическая матрица” может использоваться для того, чтобы показать взаимосвязь и соответствие результатов, выходных данных, действий и ресурсов, а также идентифицировать важные риски или выдвинуть предположения. Также называется методология планирования и руководства программой, ориентированная на результат. Данный подход помогает идентифицировать стратегические элементы программы (ресурсы на входе, результаты, цели, задачи), их причинно-следственные связи, а также внешние факторы, которые могут влиять на успех или провал программы. Подход включает в себя определение индикаторов эффективности функционирования, которые используются для мониторинга и оценки достижения целей программы. Текущая оценка качества аудита Hot review Тематическая оценка Thematic evaluation Технический эксперт Technical expert Транспарентность Transparency Требования к аудиторской отчетности Audit reporting requirements Набор правил и норм, касающихся содержания, оформления и представления аудиторской отчетности. Требования к аудиту и отчетности Audit and reporting requirements Требования о раскрытии информации Disclosure requirements Уместность (адекватность) Appropriateness Оценка качества аудиторского доказательства и его адекватности в отношении конкретного утверждения, а также достоверности последнего. Управление Governance По определению Всемирного банка качество управления определяется тем, как публичная власть и институты выполняют свои полномочия по предоставлению общественных (публичных) благ и услуг, включая образование, здравоохранение, инфраструктуру и благоприятный инвестиционный климат. ОЭСР разработано не менее 140 групп показателей (индикаторов) качества управления, каждая из которых насчитывает тысячи индивидуальных показателей. Часть из них относится к выполнению законов, часть – к тому, как эти законы выполняются, часть – к результатам, наконец, есть агрегированные индикаторы. Управление рисками Risk management Устойчивый национальный доход Sustainable National Income (SNI) Показатель экономического развития страны. ФУД - фактический устойчивый доход; Фасилитатор/модератор Facilitator Организатор, методист, специально обученный человек, который организует, направляет и стимулирует социальное общение в конкретных ситуациях, например, в рабочих группах, при проведении мозгового штурма, фокус-групп и т.д. Финансовая дисциплина Financial discipline Финансовая проверка Financial audit Изучение проверяющим счетов, финансовых документов, законности и регулярности выполнения операций, с целью подготовки выводов о работе проверяемого. Включает в себя: 2. Изучение законности и регулярности выполнения операций (legality and regularity audit) с целью установления следующего:
Фокус-группы Focus groups Уровень эффективности, результативности и экономичности определенного вида деятельности, которого организация ставит целью достигнуть (например, снижение затрат на 5% в течение установленного периода). Такие целевые показатели должны соответствовать критериям SMART (аббревиатура, образованная первыми буквами слов Specific - конкретные; Measurable - измеримые; Achievable - достижимые; Relevant - значимые; Time- based – соотнесенные с конкретным сроком). Цели аудита Audit objectives Цепочка поставщиков государственных услуг Delivery chain Сложные, разветвленные сети организаций, включая центральные, региональные и местные органы государственного управления, агентства, а также организации частного и негосударственного секторов, которые действуют сообща во имя достижения конечной социально значимой для государственного сектора цели, определяемой конкретным плановым показателем, характеризующим деятельность центрального правительства. «Шесть шляп Мышления» Six Thinking Hats Метод «Шесть шляп мышления», разработанный Эдвардом де Боно, состоит в следующем: нельзя носить одновременно две или более «шляп»; когда вы снимаете одну «шляпу» и надеваете другую, вы должны перейти к другому ракурсу (режиму) мышления. Этот метод позволяет более глубоко проанализировать проблему. Экономическая эффективность, рентабельность Сost-effectiveness Соотношение между затраченными ресурсами и достигнутыми результатами. Этот показатель отражает, насколько эффективно государственные расходы преобразуются в желаемые результаты. Приобретение в соответствующее время и по минимальной стоимости финансовых, человеческих и материальных ресурсов, которые пригодны и по качеству и по количеству. Эффективность (экономическая) Efficiency В данном контексте: рациональное использование ресурсов (см. Эффективность и результативность). Понятие «эффективности» относится к соотношению непосредственных результатов деятельности в плане продуктов или услуг (outputs) и ресурсов (inputs), затраченных на их производство, оно всегда предполагает наличие пропорции. Эффективность предполагает получение максимальных непосредственных результатов при использовании данных ресурсов – при обеспечении приемлемого качества, а также минимизацию затраченных ресурсов на данное количество и качество полученных результатов. Эффективность использования ресурсов Value for Money, VFM Эффективность использования ресурсов в плане соотношения затрат и результатов (цены и качества) как показатель успешности деятельности правительства, организаций и т.д. Широко используется в Великобритании, а также в Австралии и Канаде и практически соответствует понятию performance audit (“аудит эффективности”). Понятие ‘value for money’ предполагает, во-первых, размер доходов, полученных в результате расходования средств или инвестиции, а также пользу, полученную в результате понесенных расходов. О том, что эффективность использования ресурсов в плане соотношения затрат и результатов достигнута в деятельности конкретной организации или в реализации определенной программы можно говорить в тех случаях, когда полученный результат превышает затраты. Аудит VFM (Value for money work, VFM work, VFM audit, value-for-money audit) иногда называют аудитом 3Е (economy, efficiency, effectiveness), т.е. аудитом экономичности, эффективности и результативности. Рекомендации пользователю Авторы с благодарностью примут предложения и замечания по представленному расширенному изданию Русско-английского терминологического словаря соответствий по вопросам государственного аудита, которые могут быть направлены в адрес НИИ СП (119121, Москва, Смоленский бульвар, д.19) или по адресу электронной почты Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript . В процессе работы над очередным изданием Словаря были использованы материалы ООН, ОЭСР, Всемирного банка, Всемирного экономического форума, а также ВОФК Великобритании, США, Канады. Например, достаточно подробно проанализированы следующие документы Национального управления Великобритании: Measuring the Performance of Government Departments, NAO, UK, 2001, The role of Executive Agencies, NAO, UK, 2003, Increased resources to improve public services, NAO, UK, 2004. Среди материалов США и Канады рассматривались, в частности Глоссарий ГАО «Оценка эффективности и оценка программы. Определения и взаимосвязи» (Measurement and evaluation. Definitions and Relationships), отчет «Информируя нацию: Улучшая понимание и оценку позиции и прогресса США» (Informing Our Nation: Improving How to Understand and Assess the USA Position and Progress), 2004г., Joining Up to Improve Public Services, 2001; отчет «Эффективность Канады», Руководство по оценке конечных результатов (Outcome Management Guide and Tools, Canada’s Performance Office of the Auditor General of Canada) и многие другие. Приложение А Термины, отобранные для включения в словарь соответствий 1. Аудит исполнения Performance audit 1. Термин определен как АУДИТ ЭФФЕКТИВНОСТИ в издании "Русско-английского терминологического словаря соответствий по вопросам аудита эффективности и ключевым показателям экономического развития" выпуск 2, 2008 г. см Стр. 7 В. Проверка, выполняемая учреждением, которое является внешним и независимым относительно проверяемого. Целью проверки является подготовка отчета о правильности и эффективности деятельности организации, ее бухгалтерском учете и финансовом состоянии, регулярности и законности операций и/или финансовом руководстве. Этапы внешней проверки EXTERNAL AUDIT PHASES Внешняя проверка обычно состоит из следующих последовательных фаз: 3. Выборочная проверка SELECTIVE AUDIT Проверка, направленная на определенный вид деятельности, или на деятельность, для которой высока вероятность ошибок или нарушений. Д. Документальные подтверждения и другая соответствующая информация, которую использует проверяющий при формулировке заключений о найденных фактах или при составлении ОТЧЕТА О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ. И. Сборник с описанием методов и стандартов проверки, которых должен придерживаться проверяющий. Это важный документ для достижения скоординированной, гармоничной работы проверяющих инстанций. М. Документ, целью которого является: 7. Методы проведения проверок AUDITING METHODS Совокупность правил принципов и способов проведения проверки. О. Независимая оценка проверки, проводимая с целью удостовериться в ее качестве (QUALITY OF AUDIT PERFORMED), а именно в том, что выводы проверки хорошо обоснованы и что она проводилась в соответствии с действующими стандартами и поставленными целями. 9. Общая цель проверки GENERAL AUDIT OBJECTIVE Цель, устанавливаемая проверяющим на этапе первоначального планирования, и дающая ему возможность проверить качество: 10. Общепринятые принципы бухгалтерского учета (ОПБУ) GENERALLY ACCEPTED ACCOUNTING PRINCIPLES / PROCEDURES (GAAP ) Общие основополагающие принципы, которые приняты профессиональными ассоциациями или учреждениями в области бухгалтерского учета. Пример: принцип стабильности величины денежных единиц, принцип устойчивости используемых способов, концепция бережливости, принцип честности, принцип суммарного представления и т.д. 11. Область исследования AREA OF INVESTIGATION Область, включающая в себя и определяющая как предмет, так и степень проводимой проверки. Область исследования максимально точно определяет предмет проверки в соответствии с тем, какая организация должна быть подвергнута проверке и каков характер планируемой проверки. 12. Область проверки AUDIT FIELD Определение предмета, методов проведения и рассматриваемого временного периода выполняемой проверки. 13. Отчет о результатах проверки AUDIT REPORT Отчет об обнаруженных фактах, заключения и, при необходимости, рекомендации, которые проверяющая организация считает необходимым указать проверяемому или другому ответственному лицу. К отчету о результатах проверки может прилагаться объяснительная записка проверяемого. П. Проверка, направленная на подтверждение того, что достигаются основные цели предприятия или учреждения и что оно реализует утвержденную стратегию относительно приобретения, использования и распоряжения ресурсами. 15. Пределы проверки AUDIT SCOPE См. Степень проверки. 16. Проверка, аудит AUDIT Обзор деятельности и операций организации с целью подтверждения того, что они осуществляются в соответствии с установленными целями, бюджетом, правилами и стандартами. Целью данного обзора является периодическое выявление отклонений, требующих корректирующих действий. 17. Планирование проверок AUDIT PLANNING Процесс определения этапов, которые необходимы для выполнения проверок. Включает меморандум по планированию проверок, программы проверок и финансовую смету. 18. Процедуры проверки AUDIT PROCEDURES Отраженная в ПРОГРАММЕ ПРОВЕРКИ совокупность способов и методик проведения проверок, обеспечивающих своевременное и рациональное выполнение мероприятий по проверке. 19. Программа проверки AUDIT PROGRAMME Документ, в котором определяются: Программа проверки описывает в логической последовательности запланированную деятельность, и, следовательно: 20. Порядок представления разногласий CONTRADICTORY PROCEDURE Порядок, при котором (выводы) заключения или отчеты о результатах проверки направляются проверяемому с запросом письменного объяснения с указанием срока ответа. Ответу могут предшествовать двусторонние обсуждения, чтобы прояснить существо вопроса. 21. Последующая деятельность FOLLOW-UP 22. Проверка управленческой деятельности MANAGEMENT-PRACTICE AUDIT Проверка всех систем и способов, которые используются руководством для принятия решений и их исполнения, а также оценка степени достижения намеченных целей. Р. Возможные меры, предложенные проверяющей организацией для устранения недостатков, обнаруженных во время проверки. 24. Составление карты последовательности операций FLOW-CHARTING Карты последовательности операций иллюстрируют процесс развития процедур, оборота информации или документов. Такая технология позволяет составить обобщенное описание сложных схем или процедур. 25. Стандарты проверки AUDIT STANDARDS Правила, которых должен придерживаться проверяющий относительно цели, используемой техники и процедуры проверки, отчета, который следует подготовить, и качества работы в целом. 26. Системное изучение SYSTEM STUDY Ф. Изучение проверяющим счетов, финансовых документов, законности и регулярности выполнения операций, с целью подготовки выводов о работе проверяемого. Включает в себя: 1. Изучение счетов (ACCOUNTS AUDIT) и финансовых документов проверяемого с целью определения: 2. Изучение законности и регулярности выполнения операций (LEGALITY AND REGULARITY AUDIT) с целью установления следующего: Э. Приобретение в соответствующее время и по минимальной стоимости финансовых, человеческих и материальных ресурсов, которые пригодны и по качеству и по количеству. 29. Эффективность (экономическая) EFFICIENCY
Из работы Т.В. Ярыгиной: РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОГО ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА |