Методические рекомендации по подготовке заключения на годовой отчёт об исполнении областного бюджета Калининграской области Печать

УТВЕРЖДЕНЫ
решением коллегии
контрольно-счетной палаты
Калининградской области
от 27 января 2011 года № 2


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЯ НА ГОДОВОЙ ОТЧЁТ ОБ ИСПОЛНЕНИИ
ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Основные задачи, которые необходимо решить в ходе подготовки заключения на годовой отчёт об исполнении бюджета:
- произвести анализ достаточности финансовой базы региона на выполнение принятых расходных обязательств в анализируемом отчетном году, её влиянии на показатели социально-экономического развития территории и уровень жизни населения, оценить достаточность мер, принятых органами государственной власти для достижения задач, определенных в основных направлениях бюджетной и налоговой политики на соответствующий финансовый год;
- установить наличие в органах государственной власти стратегических целей и задач, показателей и критериев, характеризующих достижение поставленных целей и эффективность деятельности главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств по использованию государственных ресурсов;
- оценить соответствие направлений бюджетной политики проводимой в субъекте РФ федеральной бюджетной политике, оценить степень достижения целей бюджетной политики путём сравнения полученных результатов с планируемыми;
- проанализировать динамику показателей, характеризующих качество жизни и уровень социально-экономического развития региона по всем направлениям социально-экономической сферы (развитие экономики, уровень доходов населения, политика в сфере обеспечения безопасности, здоровья, образования, жилищно-коммунальное хозяйства, жилищной политики…);
- провести анализ реализации текстовых статей, содержащихся в законе о бюджете на соответствующий год;
- оценить деятельность органов государственной власти по исполнению бюджета на соответствие основным принципам бюджетной системы, установленным ст. 28 – 38.2 Бюджетного Кодекса РФ (далее – БК РФ);
- провести анализ исполнения бюджета субъекта РФ на соответствие требованиям бюджетных процедур, установить отклонения и нарушения, выработать предложения по их устранению;
- определить полноту исполнения бюджета по объёму и структуре доходов путём сравнения полученных результатов с плановыми показателями;
- оценить размер дефицита бюджета субъекта РФ и источников финансирования дефицита бюджета на соответствие их установленным законом о бюджете параметрам и требованиям бюджетного законодательства (ст. 92.1 БК РФ), выявить отклонения и установить их причины;
- определить уровень дотационности бюджета региона, произвести оценку объёма собственных доходных источников в общей структуре доходов областного бюджета;
- провести проверку соблюдения условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на соответствие требованиям ст. 130 БК РФ;
- оценить объём, полноту и своевременность выполнения принятых нормативными правовыми актами субъекта публичных обязательств;
- на основании результатов, полученных в ходе внешней проверки бюджетной отчётности главных администраторов бюджетных средств установить степень исполнимости поставленных (при формировании бюджета на очередной финансовый год) стратегических целей и тактических задач за счёт использования выделенных государственных ресурсов, произвести оценку экономических, социальных и экологических последствий;
- на основании результатов, полученных в ходе внешней проверки бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств отразить основные нарушения бюджетного процесса, установленные в ходе исполнения бюджета;
- оценить соблюдение нормативов формирования расходов на содержание органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
- оценить эффективность произведенных бюджетных инвестиций;
- оценить эффективность реализации целевых программ, в том числе ведомственных;
- выявить факторы, повлиявшие на финансовое положение региона за отчётный финансовый год, в том числе на бюджет в ходе его исполнения;
- выявить резервы при исполнении бюджета.

Основные вопросы заключения на годовой отчёт об исполнении бюджета:

1. Полнота и достоверность отчёта об исполнении бюджета и представленных к нему материалов.

2. Социально-экономические условия исполнения бюджета в отчётном году.

3. Соблюдение требований основных направлений бюджетной политики при исполнении бюджета в отчётном году.

4. Общие итоги исполнения основных показателей бюджета, в том числе их изменение относительно первоначально утвержденных за отчётный период.

5. Исполнение доходов бюджета по основным доходным источникам в разрезе групп, подгрупп и статей доходов с анализом их собираемости, причин и следствий неисполнения назначений.

6. Оценка выполнения программы приватизации государственного имущества в отчётном году.

7. Организация бюджетного учёта и контроля за объёмом долговых обязательств. Объём государственного долга. Учёт расчётов по обслуживанию государственного долга.

8. Анализ структуры долговых обязательств субъекта, в том числе выявление фактов принятия обязательств с нарушением требований бюджетного законодательства.

9. Проверка соответствия данных годового отчёта об исполнении бюджета за очередной финансовый год данным отчётов главных администраторов бюджетных средств.

10. Оценка исполнения расходов по обязательствам бюджета по каждому разделу и подразделу классификации расходов, а также выполнение плановых заданий по предоставлению государственных услуг по субъектам бюджетного планирования, с указанием выявленных сумм нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств, а также руководителей органов государственной власти или получателей бюджетных средств, допустивших осуществление таких платежей.

11. Анализ предоставления и погашения бюджетных кредитов, установление фактов предоставления бюджетных кредитов с нарушением требований бюджетного законодательства.

12. Оценка основных принципов и расчётов по взаимоотношениям бюджета субъекта РФ и бюджетов муниципальных образований, а также обоснованность объёмов финансовой помощи местным бюджетам, в том числе ассигнований на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, и на компенсацию указанным органам дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти и приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов муниципальных образований.

13. Оценка предоставления бюджетных инвестиций с точки зрения обеспечения государственных интересов, с указанием выявленных фактов предоставления бюджетных инвестиций с нарушением бюджетного законодательства.

14. Оценка эффективности использования бюджетных средств в отчётном году, достижимости органами государственной власти поставленных целей и задач.

15. Выявление резервов для увеличения поступлений доходов бюджета.

16. Оценка эффективности организации системы внутреннего контроля за исполнением бюджета, проводимого органом, организующим исполнение бюджета, в соответствии с законом о бюджете субъекта РФ и иным действующим законодательством.

В ходе подготовки заключения КСП по проекту закона Калининградской области об утверждении отчёта об исполнении областного бюджета в обязательном порядке отражаются основные результаты, полученные в ходе внешней проверки бюджетной отчётности главных администраторов бюджетных средств.

При подготовке экспертного заключения анализируются результаты предварительного контроля, полученные в ходе обсуждения проекта бюджета очередного финансового года, оперативного контроля в ходе исполнения бюджета текущего года, документальной проверки исполненного областного бюджета.

Подготовка экспертного заключения осуществляется на основе принципов законности, объективности, достоверности, независимости, преёмственности, непрерывности, своевременности и гласности.

При подготовке экспертного заключения используются аналитические методы: сравнение, сопоставление, группировка.

Порядок и методика подготовки экспертного заключения на годовой отчёт об исполнении бюджета включает следующие формы контроля:
- экспертно-аналитические мероприятия по анализу представленной информации;
- обследования, наблюдения, оценки, расчёты;
- иные формы экономического анализа исполнения областного бюджета.

Экспертно-аналитическая работа по проверке отчёта по исполнению областного бюджета проводится по следующим направлениям:
- общие вопросы (в том числе организация бюджетного процесса в Калининградской области);
- анализ исполнения доходной части областного бюджета;
- дефицит (профицит) областного бюджета;
- анализ исполнения расходной части областного бюджета;
- анализ изменения остатков средств на счетах областного бюджета;
- анализ исполнения текстовых статей Закона об областном бюджете;
- анализ отчётов о расходовании средств резервного фонда высшего должностного лица Калининградской области;
- анализ отчёта о предоставлении и погашении бюджетных ссуд, бюджетных кредитов, предоставленных государственных гарантиях;
- анализ отчёта о внутренних и внешних заимствованиях Калининградской области;
- анализ отчёта о доходах бюджета, полученных от использования государственного имущества Калининградской области;
- анализ отчёта о выполнении адресной инвестиционной программы.

Подготовка экспертного заключения включает:

Общие положения:

1. Проверяется соблюдение при составлении законопроекта об утверждении отчёта об исполнении бюджета, требований законодательства:
- по полноте представленных к отчёту документов и материалов;
- по структуре отчёта;
- срокам представления отчёта.

В ходе проверки по данному вопросу необходимо установить наличие представленных материалов и документов к отчёту об исполнении областного бюджета соответствующих перечню, установленному законом Калининградской области о бюджетном процессе. По содержанию и структуре представленного отчёта - нормам ст. 264.5, 264.6 БК РФ и нормам Закона Калининградской области о бюджетном процессе.

Даётся оценка организации бюджетного процесса в Калининградской области. Проверяется наличие законодательных и нормативных актов, регулирующих бюджетные правоотношения (пункт 5, статья 3 БК РФ), в том числе:
- о порядке составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета, а также составления и утверждения отчётов об исполнении бюджета;
- о порядке выдачи гарантий и проведении заимствований;
- о порядке выделения средств из бюджета;
- о государственном долге Калининградской области;
- о межбюджетных отношениях;
- о финансовом контроле за использованием средств, полученных из федерального бюджета.

Анализируется порядок организации межбюджетных отношений, объём, формы, условия предоставления межбюджетных трансфертов, соблюдение требований, установленных ст. 135-141 БК РФ.

2. Проверяется соответствие отчёта об исполнении областного бюджета Бюджетному кодексу Российской Федерации, Закону Калининградской области о бюджетном процессе, Закону Калининградской области об областном бюджете на соответствующий год.

3. Проверяется наличие установленных каждому главному распорядителю, распорядителю бюджетных средств и бюджетному учреждению заданий по предоставлению государственных услуг в зависимости от цели функционирования конкретного главного распорядителя, распорядителя бюджетных средств, бюджетного учреждения, государственного предприятия в соответствии с требованиями ст. 69,2 БК РФ.

4. Даётся оценка реализации положений основных направлений бюджетной политики по итогам исполнения областного бюджета.

В данном разделе отражается, соответствуют ли итоги исполнения областного бюджета целям и задачам, поставленным высшим должностным лицом исполнительной власти Калининградской области, в основных направлениях бюджетной и налоговой политики. Даётся анализ причин невыполнения. Даётся оценка исполнения ожидаемых показателей социально-экономического развития Калининградской области в отчётном году. 

5. Проводится анализ финансового баланса Калининградской области, оценка достаточности доходного потенциала областного бюджета для выполнения принятых расходных обязательств.

Проводя оценку исполнения бюджета, необходимо определить уровень сбалансированности бюджета, его устойчивости и дотационности, определяемой в соответствии со ст. 130 БК РФ.

4. Проводится оценка фактического исполнения бюджета (путем сравнения плановых и полученных показателей):
- по доходам и заимствованиям по всем источникам;
- по расходным обязательствам бюджета по первому уровню бюджетной классификации расходов, расходным обязательствам бюджета на целевые программы.

Анализ исполнения доходной части областного бюджета:

1. Проводится анализ изменений, внесённых в доходную часть областного бюджета. Необходимо проверить исполнение принятых решений об изменениях доходной части областного бюджета и соответствие им уточненного плана, отраженного в отчёте.

2. Анализируется исполнение областного бюджета по доходам, даётся оценка объёма, структуры, динамики поступления налоговых и неналоговых доходов и средств финансовой помощи, поступившей из федерального бюджета.

Производится сравнение запланированных и полученных показателей. Устанавливаются отклонения исполнения доходной части областного бюджета в суммовом и процентном отношениях, выясняются причины таких отклонений. Проводится анализ изменения структуры доходных источников, динамики поступления налоговых и неналоговых доходов областного бюджета по источникам в сравнении с соответствующим отчетным периодом предшествующего года.

Даётся оценка полноты отражения в доходах областного бюджета всех источников, которые, в соответствии с действующим законодательством, должны отражаться в полном объёме в доходах областного бюджета.

Проверяется правильность отнесения поступающих доходов на коды классификации доходов бюджетов РФ.

Даётся оценка полноты и своевременности поступления финансовой помощи из федерального бюджета на реализацию государственных социальных гарантий гражданам в виде пособий, субсидий, целевых выплат, предоставления льгот (в соответствии с действующими в отчётном году федеральными законами «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и др.), субвенций и субсидий на финансирование отдельных целевых расходов, бюджетных ссуд на покрытие временных кассовых разрывов и др.

Осуществляется анализ объёма средств, передаваемого в виде безвозмездной помощи бюджетам муниципальных образований, а также средств, полученных областным бюджетом по взаимным расчётам из федерального бюджета (по их целевому назначению, на финансирование региональных программ социально-экономического развития, капвложений и др.).

3. Даётся оценка выполнения программы приватизации государственного имущества, устанавливаются причины её неисполнения.

4. Осуществляется анализ полноты и своевременности поступления доходов от аренды государственного имущества, анализ причин, повлиявших на объём поступлений (анализ динамики размера арендной платы, количества плательщиков, площади сданного в аренду имущества, предоставленных льгот и др.).

5. Даётся оценка выполнения администраторами доходов установленных заданий по мобилизации доходов в бюджет, устанавливаются причины отклонений.

6. Даётся оценка исполнения отдельных показателей доходной части областного бюджета во взаимосвязи с показателями прогноза социально-экономического развития Калининградской области, напрямую влияющих на формирование областного бюджета.

7. Производится оценка объёмов предоставленных налоговых льгот, рассрочек и отсрочек налоговых платежей при исполнении областного бюджета, законность их предоставления, оценка объёма выпадающих доходов в результате предоставления налоговых льгот.

8. Проводится анализ объёма и структуры государственного долга, соблюдения по итогам исполнения бюджета его верхнего предела. Анализируется объём средств областного бюджета, направленных на его обслуживание и погашение, производится сравнение полученных показателей с утверждёнными показателями в законе об областном бюджете. Подтверждается достоверность учёта операций по формированию, обслуживанию и погашению государственного долга. Даётся оценка соблюдения требований бюджетного законодательства, регулирующего порядок выдачи бюджетных ссуд и кредитов.

9. Даётся оценка мер, предпринятых Правительством области и направленных на увеличение доходов областного бюджета (по результатам проверок).

Дефицит областного бюджета.

Проверяются следующие вопросы:
- соответствие нормативных документов по вопросам формирования долга Калининградской области, источников финансирования дефицита областного бюджета Бюджетному кодексу Российской Федерации и другим законодательным актам;
- анализ источников финансирования дефицита областного бюджета и расходов по обслуживанию долговых обязательств;
- соблюдение ограничений по размеру дефицита областного бюджета, установленных ст. 92.1 БК РФ;
- оценка соответствия фактического размера дефицита, источников его покрытия, расходов по обслуживанию долговых обязательств установленным показателям в законе об областном бюджете;
- проверка порядка зачисления средств от продажи акций и иных форм участия в капитале на соответствие требованиям ст. 93.1 БК РФ;
- проверка порядка и условий предоставления бюджетных кредитов на соответствие требованиям ст. 93.2 БК РФ.

Анализ исполнения расходной части областного бюджета включает:

1. Анализ объёма и структуры расходов по обязательствам бюджета в разрезе разделов, подразделов, целевых статей и видов расходов бюджетной классификации расходов, сравнение с плановыми показателями отчётного года и показателями прошлого года, выделение приоритетных направлений расходов областного бюджета в отчётном году, анализ их соответствия документу об основных направлениях бюджетной и налоговой политике.

2. Оценку обоснованности внесения изменений в объёмы расходной части областного бюджета в ходе его исполнения, устанавливается соответствие уточнённого плана изменениям, внесенным в первоначальный областной бюджет законами Калининградской области. Проверяется обоснованность принятых решений о дополнительном выделении бюджетных средств, обращается внимание, уточнялись ли ожидаемые результаты деятельности органов государственной власти в связи с выделением дополнительных средств из бюджета.

Производится сравнение фактического исполнения по расходам бюджета с запланированными объёмами в законе об областном бюджете, указывается процент исполнения, устанавливаются причины отклонений.

3. Оценку основных принципов и расчётов по взаимоотношениям областного бюджета и бюджетов муниципальных образований, а также проверку обоснованности и объёма финансовой помощи, предоставленной местным бюджетам, в том числе:
- ассигнований на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления;
- на компенсацию указанным органам дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти и приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов муниципальных образований.

4. Оценку выполнения субъектами бюджетного планирования целей и задач, определённых в Докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования в отчётном году (на основании результатов, полученных в ходе внешней проверки бюджетной отчётности главных администраторов бюджетных средств).

5. Оценку выполнения органами государственной власти, бюджетными учреждениями, иными юридическими лицами задания на предоставление государственных услуг, установление причин изменения объёма, состава, качества, условий и порядка оказания государственных услуг (на основании результатов, полученных в ходе внешней проверки бюджетной отчётности главных администраторов бюджетных средств).

6. Оценку результативности бюджетных расходов и мер, принятых органами государственной власти Калининградской области, направленных на их повышение (оптимизация бюджетного сектора, расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования, распределение ассигнований между подведомственными распорядителями и получателями средств с учётом результатов их деятельности, совершенствование системы государственных закупок и т.д.).

7. Анализ расходов по обязательствам областного бюджета в разрезе целевых программ, оценку уровня исполнения региональных целевых и ведомственных программ, оценку достижения поставленных программой целей и задач. Обращается внимание на стратегическую направленность реализуемых целевых программ, устанавливаются факты финансирования программных мероприятий, носящих разовый характер и являющихся текущими расходами бюджетных учреждений. При реализации региональных целевых программ, принятых в соответствии с действующими целевыми программами федерального уровня обращается внимание на соответствие целевых установок, объёмов средств, выделяемых на софинансирование.

8. Оценку законности и эффективности предоставления бюджетных инвестиций. Проводится анализ заключённых договоров с точки зрения обеспечения государственных интересов, устанавливаются факты предоставления бюджетных инвестиций с нарушением бюджетного законодательства. Обращается внимание, влечёт ли выделение средств бюджета на бюджетные инвестиции, увеличение стоимости государственного имущества Калининградской области. Устанавливается соответствие порядка предоставления бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными и муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, требованиям ст. 80 БК РФ.

9. Оценку законности и эффективности использования средств областного бюджета в отчётном году. При выявлении отклонений указывается объём потерь с указанием на раздел, подраздел, целевую статью и вид расхода, а также руководителя учреждения, допустившего нарушение (по результатам внешней проверки бюджетной отчётности главных администраторов бюджетных средств).

10. Анализ использования средств, выделенных из федерального бюджета в виде бюджетных ссуд на покрытие кассовых разрывов, образующихся в процессе исполнения регионального бюджета для выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы или погашения задолженности по ней, а также на другие социальные выплаты.

11. Анализ исполнения расходной части бюджета по ведомственной структуре расходов областного бюджета. В ходе подготовки заключения по каждому главному распорядителю бюджетных средств отражается изменение структуры расходов, анализируется (в суммовом и процентном соотношении) объём расходов, исполненный с применением программно-целевых методов. Анализируется объём расходов областного бюджета, исполнение которых осуществляется посредством реализации ведомственных целевых программ. Устанавливается соответствие исполненных показателей плановым. Обращается внимание на наличие остатков средств на едином счёте бюджета, выясняются причины неисполнения выделенных бюджетных ассигнований, даётся оценка мер, принятых руководителями структурных подразделений администрации для обеспечения своевременного и полного финансирования принятых публичных обязательств. Устанавливается наличие фактов кредиторской и дебиторской задолженности, проводится оценка ее объёма, устанавливаются причин образования.

На основании результатов внешней проверки бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств даётся оценка эффективности бюджетных расходов и качества управления государственными ресурсами в связи с принятыми мерами, а так же оценка результативности организации системы внутреннего финансового контроля. Обращается внимание на наличие системы оценки деятельности бюджетных учреждений, организацию контроля за реализацией мероприятий по оптимизации бюджетной сети, подведомственной субъекту бюджетного планирования. За основу оценки эффективности деятельности органов государственной власти целесообразно взять показатели, утверждённые Указом Президента РФ от 28 июня 2007 года № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» (с последующими дополнениями).

При этом обязательному отражению в заключении подлежит информация о наличии и выполнении органами государственной власти стратегических целей и задач по их реализации, показателей, характеризующих достижение установленных целей и эффективность деятельности главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств по использованию государственных ресурсов. 

Даётся анализ изменений сети бюджетных учреждений, подведомственных главному распорядителю бюджетных средств, даётся оценка результатов проведённой оптимизации бюджетной сети.

Обращается внимание на внедрение методов бюджетного финансирования получателей бюджетных средств с учётом результатов их деятельности, внедрение механизма мониторинга эффективности бюджетных расходов.

Обращается внимание на изменения организационной структуры субъектов бюджетного планирования (образование новых структурных подразделений и (или) изменение функций существующих; изменение системы взаимодействия между структурными подразделениями Правительства, структуры информационных потоков и механизмов принятия решений; введение персональной ответственности за реализацию запланированных целей, задач, результатов; введение должностей менеджеров программ (подпрограмм)).

В ходе подготовки заключения в обязательном порядке по каждому главному распорядителю бюджетных средств отражается следующая информация:
- выявленные факты нарушений при исполнении областного бюджета действующего законодательства РФ и областных законов;
- основные результаты внешней проверки бюджетной отчётности главных администраторов бюджетных средств;
- выявленные отклонения указанных в отчёте данных по обязательствам областного бюджета с показателями отчётности, полученной от администраторов бюджетных средств;
- нарушения порядка исполнения смет, невыполнения обязательств по платежам в бюджет, нарушения финансовой дисциплины;
- законность произведённых расходов администраторами бюджетных средств в случае несоответствия сумм утверждённых и исполненных бюджетных назначений;
- наличие на конец года остатков денежных средств на лицевых счетах, причины экономии денежных средств;
- соответствие утверждённых программных мероприятий областных целевых программ фактически исполненным;
- анализ результативности достижения администраторами бюджетных средств поставленных целей и задач своей деятельности, выполнения
установленных плановых заданий по предоставлению государственных услуг.

Анализ отчётности о расходовании средств резервных фондов

В ходе анализа проверяется наличие положения о резервных фондах. Проводится анализ соответствия утвержденного положения о резервном фонде требованиям статьи 81 БК РФ с учётом того, что средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе, на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем году.

Проверяется соответствие фактического использования средств резервных фондов положению о фондах.

Анализ отчётности о предоставлении и погашении бюджетных ссуд, бюджетных кредитов, предоставленных государственных гарантиях

Проверяется соблюдение норм и требований налогового законодательства Российской Федерации при изменении сроков уплаты налогов и сборов в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита. Проверяется полнота учёта в доходах бюджета предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и других обязательных платежей, подлежащих зачислению в бюджет.

Оценивается объём налоговых льгот, предоставляемых налогоплательщикам органами государственной власти субъекта, в том числе, предоставленных сверх установленных законодательством Российской Федерации, их соответствие федеральному законодательству.
Проводится анализ наличия и результативности контроля со стороны финансового органа субъекта РФ за соблюдением предприятиями и организациями, получившими налоговые льготы и отсрочки, установленных условий пользования ими.

Устанавливаются случаи предоставления бюджетных ссуд (кредитов) предприятиям и юридическим лицам, с нарушениями действующих нормативных актов, определяющих порядок их предоставления.

Анализ отчётности о внутренних заимствованиях Калининградской области

Необходимо проверить обоснованность получения бюджетных ссуд, полноту и своевременность их поступления. При необходимости проверить непосредственно у получателей (выборочно) использование ссуд по целевому назначению.

Оценить меры, принимаемые органами исполнительной власти по своевременному возврату бюджетных ссуд и устранению нарушений в их использовании.

Оценить результативность контроля со стороны органов исполнительной власти за неясным использованием средств предоставленной бюджетной ссуды.

Провести анализ использования кредитных ресурсов, полученных в государственных и коммерческих банках. Проверить соблюдение сроков погашения кредитов и процентов за их пользование.

Анализ отчёта о доходах бюджета, полученных от использования государственного имущества Калининградской области

В ходе проверки осуществляется:
- анализ объёма, структуры, динамики неналоговых доходов от приватизации, распоряжения и использования государственного имущества.
- проверяется система организации учёта и ведения реестров государственного имущества.
- анализ выполнения задания по неналоговым доходам от аренды имущества и поступления дивидендов. Анализ объёма доходов от продаж государственного имущества и пакетов акций акционерных обществ.
- анализ порядка и полноты поступления и учёта денежных средств от приватизации, распоряжения и использования имущества.

Анализ отчёта о выполнении адресной инвестиционной программы

В ходе проверки производится:
- анализ структуры и динамики объёмов финансирования капитального строительства (выполненных работ) за счёт всех источников финансирования, в том числе, за счёт средств областного бюджета;
- оценка использования бюджетных инвестиций на реализацию целевых программ в соответствии со ст. 80 БК РФ;
- анализ распределения выделенных средств между получателями, сроков перечисления средств и их размеры;
- установление фактов финансирования новых объектов, включённых в адресную инвестиционную программу, при наличии объектов незавершенного строительства;
- установление фактов финансирования объектов строительства в отсутствие разработанной проектно-сметной и технической документации;
- оценка системы внутреннего контроля за исполнением мероприятий адресной инвестиционной программы;
 - проверка годового отчёта об исполнении областного бюджета в форме проекта закона Калининградской области, составленного в соответствии с той же структурой, которая применялась при утверждении Закона об областном бюджете на очередной финансовый год, пояснительной запиской к нему и прилагаемыми документами начинается с момента представления его в КСП Калининградской области и завершается подготовкой заключения КСП и направлением его в Калининградскую областную Думу до 15 мая года, следующего за отчётным.

 

СОДЕРЖАНИЕ ЭКСПЕРТНОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ КСП 
ПО ОТЧЁТУ ОБ ИСПОЛНЕНИИ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА


В ходе подготовки заключения на проект закона Калининградской области «Об утверждении отчёта об исполнении областного бюджета» в обязательном порядке отражается следующая информация:
- о достаточности финансовой базы региона на выполнение принятых расходных обязательств в анализируемом отчётном году, её влиянии на показатели социально-экономического развития территории и уровень жизни населения, оценка мер, принятых органами государственной власти для достижения задач, определённых в основных направлениях бюджетной и налоговой политики на соответствующий финансовый год;
- о наличии в органах государственной власти стратегических целей и задач по их реализации, показателей, характеризующих достижение установленных целей, а так же эффективность деятельности главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств по их использованию, об эффективности и результативности использования в отчётном году бюджетных средств, достижимости главными администраторами бюджетных средств поставленных стратегических целей и тактических задач своей деятельности.

При этом подлежат особому выделению:

1) отклонения макроэкономических и социальных показателей развития региона, указание причин и возможных последствий;

2) нарушения бюджетного процесса:
- неисполнение установленных федеральным и региональным законодательством Калининградской области нормативов зачисления налоговых и неналоговых платежей в региональный и местные бюджеты, указание причин и возможных последствий;
- отклонения значений кассовых расходов областного бюджета в текущем периоде относительно показателей, установленных на текущий год по разделам, подразделам, целевым статьям, видам расходов бюджетной классификации расходов, указание причин и возможных последствий;
- отклонения значений кассовых и (или) фактических расходов областного бюджета в текущем периоде по статьям экономической классификации относительно установленных бюджетной росписью в соответствии с ведомственной структурой расходов, утверждённой Законом Калининградской области об областном бюджете на текущий год, указание причин и возможных последствий;
- отклонения значений кассовых расходов областного бюджета в текущем периоде по разделу «Межбюджетные трансферты» относительно утверждённых законодательным актом об областном бюджете на текущий год, указание причин и возможных последствий;
- отклонения параметров межбюджетных отношений в текущем периоде относительно установленных Законом Калининградской области об областном бюджете на текущий год, указание причин и возможных последствий;
- отклонения фактического состояния государственного долга Калининградской области и обязательств по его обслуживанию в текущем периоде относительно установленных законом об областном бюджете на текущий год, указание причин и возможных последствий;
- неисполнение статей Закона Калининградской области об областном бюджете на текущий год, указание причин и возможных последствий;
- объёмы и направления использования средств областного бюджета Калининградской области на реализацию федеральных программ и приоритетных национальных проектов.

3) исполнение расходов по целевым программам, в том числе адресной инвестиционной программы;

4) оценка эффективности предоставления финансовой помощи бюджетам муниципальных образований;

5) реализация текстовых статей, содержащихся в Законе Калининградской области об областном бюджете;

6) исполнение субъектами бюджетного планирования заданий на предоставление государственных услуг и оценка результативности использованных государственных ресурсов, степень достижения целей и задач, их соответствие приоритетам государственной политики;

7) динамика показателей, характеризующих качество жизни и уровень социально-экономического развития территории в целом по области и по всем направлениям социально-экономической сферы (развитие экономики, уровень доходов населения, политика в сфере обеспечения безопасности, здоровья, образования, жилищно-коммунальное хозяйства, жилищной политики);

8) тенденции в налоговой и бюджетной политике, проводимой Калининградской областью, их соответствие целям государственной политики страны;

9) выявление резервов увеличения поступлений доходов в бюджет Калининградской области и оптимизации расходов областного бюджета;

10) несоблюдение предельных размеров дефицита областного бюджета, государственного долга и расходов на его обслуживание;

11) нарушение принципов казначейского исполнения областного бюджета;

12) результаты анализа предоставления и погашения бюджетных кредитов и бюджетных ссуд, заключения по выявленным фактам
предоставления бюджетных кредитов и бюджетных ссуд с нарушением требований Бюджетного кодекса Российской Федерации и Закона Калининградской области о бюджетном процессе;

13) результаты анализа предоставления обязательств по государственным гарантиям и их исполнение, отражение фактов предоставления государственных гарантий с нарушением требований Бюджетного кодекса Российской Федерации, расследование каждого случая исполнения обязательств, обеспеченных государственной гарантией, за счёт бюджетных средств;

14) результаты анализа предоставления бюджетных инвестиций, заключённых договоров с точки зрения обеспечения государственных интересов, отражение фактов предоставления бюджетных инвестиций с нарушением требований Бюджетного кодекса Российской Федерации и Закона Калининградской области о бюджетном процессе.

В экспертном заключении даётся оценка основных, наиболее значимых итогов исполнения областного бюджета, а также, в разрезе исполнения доходов, расходов и источников финансирования дефицита областного бюджета за отчётный финансовый год, отражается полнота и своевременность поступления доходов в бюджет, полнота, своевременность исполнения сводной бюджетной росписи расходов областного бюджета, анализируются внутренние и внешние источники финансирования дефицита областного бюджета, даётся оценка объёма и структуры государственного долга Калининградской области, оценивается объём, и структура остатков средств областного бюджета на начало и конец отчётного периода.

Если в ходе проверки отчёта об исполнении областного бюджета за отчётный финансовый год выявлены факты нецелевого использования бюджетных средств, расходование средств областного бюджета сверх утверждённых бюджетных ассигнований, сверх бюджетной росписи, финансирования расходов, не предусмотренных законом об областном бюджете субъекте РФ, бюджетной росписью, факты предоставления бюджетных кредитов, бюджетных ссуд, государственных гарантий, бюджетных инвестиций с нарушением Бюджетного кодекса Российской Федерации, то они отражаются в экспертном заключении с указанием руководителя органа исполнительной власти Калининградской области или получателя бюджетных средств, принявшего такое решение.

Экспертное заключение должно отвечать требованиям объективности и своевременности, отражать как положительные, так и отрицательные стороны исполнения бюджета.

Экспертное заключение на проект закона об исполнении бюджета за отчётный финансовый год направляется в Калининградскую областную Думу в сроки, установленные Законом Калининградской области «О бюджетном процессе», но не позднее 15 мая года.