Заключение
контрольно-счетной палаты Калининградской области на проект закона Калининградской области «О внесении изменений в Закон
Калининградской области «О транспортном налоге»

Рассмотрев вышеуказанный законопроект, внесенный в порядке законодательной инициативы Губернатором Калининградской области (исх. № 149-1/12 от 28.01.2011 года), контрольно-счетная палата отмечает следующее.

Проектом закона предлагается в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно снизить ставку транспортного налога на 2010 год в 1,9 раза по сравнению с действующей, установленной Законом Калининградской области от 29.01.2010г. № 414; на 2011 год - снизить в 4,8 раза. В последующие годы предлагается установить ее на уровне базовой – 2,5 рубля за 1 л.с.

В отношении легковых автомобилей свыше 100 л.с. до 150 л.с. включительно предлагается снизить ставку на 2010 год в 1,4 раза; на 2011 год - снизить в 1,9 раза; в последующие годы величина ставки устанавливается в 4 раза больше базовой, установленной Федеральным законом № 307-ФЗ от 27.11.2010г.

Для легковых автомобилей свыше 150 л.с. до 200 л.с. включительно предлагается снизить ставку на 2010 год в 1,3 раза; на 2011 год - в 1,5 раза; в последующие годы величина ставки устанавливается в 6,6 раза больше базовой.

Для легковых автомобилей свыше 200 л.с. до 250 л.с. включительно предлагается снизить ставку на 2010 год в 1,2 раза; на 2011 год - в 1,3 раза; в последующие годы величина ставки устанавливается в 8,4 раза больше базовой.

В отношении легковых автомобилей свыше 250 л.с. предлагается снизить ставку на 2010 год в 1,1 раза; на 2011 год - в 1,2 раза; в последующие годы величина ставки устанавливается в 10 раза выше базовой, т.е. максимально возможной.

По мотоциклам и мотороллерам с мощностью двигателя до 20 л.с. включительно предлагается снизить ставку на 2010 год в 2 раза; на 2011 год - в 2,4 раза; в последующие годы величина ставки устанавливается в 5 раз больше базовой.

В отношении мотоциклов мощностью свыше 20 л.с. предлагается снизить ставку на 2010 год в 2 раза; на 2011 год - в 2,3 раза; в последующие годы величина ставки устанавливается в 5 раз больше базовой.

Для автобусов с мощностью двигателя до 200 л.с. включительно предлагается снизить ставку на 2010 года в 1,7 раза; на 2011 год - в 2 раза; в последующие годы величина ставки устанавливается в 5 раз больше базовой.

В отношении автобусов с мощностью двигателя свыше 200 л.с. предлагается снизить ставку на 2010 год в 1,1 раза; на 2011 год - в 1,3 раза; в последующие годы величина ставки устанавливается в 8,9 раза больше базовой.

Ставки транспортного налога для грузовых автомобилей, снегоходов, мотосаней приводятся в соответствие с установленными Федеральным законом № 307-ФЗ от 27.11. 2010 года базовыми ставками. Их величина устанавливается на максимально возможном уровне (увеличение в 10 раз от базовых ставок).

Для других самоходных транспортных средств, машин и механизмов на пневматическом и гусеничном ходу предлагается снизить ставку на 2010 год в 1,7 раза; на 2011 год - в 1,9 раза; в последующие годы величина ставки устанавливается в 6,5 раза больше базовой, а на 2014 год – в 7,2 раза выше базовой.

В отношении яхт и других парусно-моторных судов, гидроциклов, самолетов, вертолетов и иных воздушных судов изменения действующих ставок транспортного налога не предполагается.

В целях снижения налоговой нагрузки для физических лиц, имеющих легковые автомобили с мощностью двигателя до 150 л.с. и произведенных до 1993 года, предлагается ставку транспортного налога за 2010 год применять с понижающим коэффициентом 0,6 вместо 0,75 и установить на 2011 год понижающий коэффициент 0,7.

Кроме того, на 2011 – 2013 годы сохраняется понижающий коэффициент 0,5 на грузовые автомобили с мощностью двигателя свыше 250 л.с., произведенные после 2006 года и имеющие экологический класс двигателя четвертый или пятый (Евро 4 или Евро 5).
В соответствии с измененными требованиями налогового законодательства предлагается установить срок уплаты транспортного налога физическими лицами не позднее 1 ноября.

Необходимо отметить, что Министерством финансов Калининградской области не были представлены никакие расчеты и обоснования по объему транспортного налога ни при составлении областного бюджета на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов, ни к рассматриваемому законопроекту.

По данным Управления ФНС России по Калининградской области сумма общей задолженности по транспортному налогу по состоянию на 01.01.2011 года составила 1012,7 млн. руб., в том числе недоимка – 735,0 млн. руб.

Исходя из сведений о наличии автотранспорта, зарегистрированного на территории Калининградской области, в разрезе видов объектов налогообложения и мощности двигателя по состоянию на 31.12.2010 года, представленных Управлением ФНС России по Калининградской области, а также обязательного погашения части недоимки, можно сделать вывод о том, что, несмотря на предлагаемое снижение ставок транспортного налога, объем его в областном бюджете на 2011 год составит 900,0 млн. руб., т.е. в настоящее время данный налог занижен приблизительно на 140,0 млн. руб.

Для сведения:
- первоначальный план по сбору транспортного налога на 2008 год составлял 476,0 млн. руб., фактические поступления составили 608,2 млн. руб. или на 132,2 млн. руб. больше;
- первоначальный план по сбору транспортного налога на 2009 года составлял 688,0 млн. руб., фактические поступления оставили 721,8 млн. руб. или на 33,8 млн. руб. больше;
- первоначальный план по сбору транспортного налога на 2010 год составлял 713,0 млн. руб., поступления за 11 месяцев 2010 года составили 904,2 млн. руб. или на 191,2 млн. руб. больше запланированного на год.

Областным бюджетом на 2011 год предусмотрено поступление транспортного налога лишь в сумме 761,0 млн. руб.

Приведенная выше динамика планирования поступлений транспортного налога и фактических его поступлений свидетельствует о сложности бюджетного планирования, отсутствии достоверных расчетов и обоснований.

Таким образом, контрольно-счетная палата Калининградской области предлагает увеличить в областном бюджете на 2011 год плановые назначения по транспортному налогу на 140,0 млн. руб., доведя их до 900,0 млн. руб.


Председатель Л.И. Сергеев