Заключение
контрольно-счетной палаты Калининградской области на проект закона Калининградской области
«О внесении изменений в Закон Калининградской области
«О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования
Калининградской области на 2011 год»

Рассмотрев представленный Калининградской областной Думе проект закона «О внесении изменений в Закон Калининградской области «О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Калининградской области на 2011 год», контрольно-счетная палата Калининградской области отмечает следующее.

Проектом закона предлагается внести изменения, которые меняют основные характеристики  бюджета территориального фонда ОМС (далее - Фонд ОМС). Законом Калининградской области от 14.12.2010 № 527 «О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Калининградской области на 2011 год» (в редакции от 11.07.2011 № 30) общий объем доходов бюджета утвержден в сумме 7348,3 млн. руб., общий объем расходов - в сумме 7400,2 млн. руб., дефицит бюджета - в сумме 51,9 млн. руб., или 0,7 % общего объема доходов бюджета.

Доходы

Доходы бюджета Фонда ОМС на 2011 год проектируются в сумме 7456,0 млн. руб. с увеличением на 107,7 млн. руб. (1,5%) к утвержденным показателям текущего года (7348,3млн. руб.).

Межбюджетные трансферты из Федерального фонда обязательного медицинского страхования увеличиваются на 117,5 млн. руб., из них:

- на 47,1 млн. руб. - дотации на выполнение территориальной программы обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;

- на 70,4 млн. руб - субсидии на реализацию региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации в части внедрения современных информационных систем в здравоохранении в целях перехода на полисы обязательного медицинского страхования единого образца.

Безвозмездные поступления, получаемые Фондом ОМС из областного бюджета, проектируются с уменьшением на 34,9 млн. руб. в связи с передачей функции государственного заказчика по подпрограмме «Льготные лекарства» целевой программы Калининградской области «Развитие здравоохранения Калининградской области на период 2008-2012 годов» Агентству главного распорядителя средств бюджета Калининградской области (АГРСБ). На основании постановления Правительства Калининградской области от 27 июня 2011 года № 474 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Калининградской области от 18 января 2007 года № 18» соответствующие изменения внесены в областной бюджет на 2011 год: ведомственной структурой расходов бюджетные ассигнования на реализацию подпрограммы «Льготные лекарства» учтены АГРСБ в сумме 74,3 млн. руб., из них средства софинансирования 34,9 млн. руб.

Прочие неналоговые доходы проектируются в сумме 34,0 млн. руб., с увеличением на 12,5 млн. руб. к утвержденным показателям, сумма уточнена в связи с увеличением поступлений денежных средств по межтерриториальным расчетам. Поступление доходов за 9 месяцев 2011 года составило 26,3 млн. руб. (122,0% к плановым показателям).

Налоги на совокупный доход проектируются в сумме 99,9 млн. руб., с увеличением к утвержденным показателям на 13,8 млн. руб. (16,1 %), исходя из ожидаемого исполнения  текущего года. Поступление доходов за 9 месяцев 2011 года составило 98,2 млн. руб.

Проектом  закона о внесении изменений в бюджет Фонда ОМС на 2011 год введены два новых главных администратора доходов, в приложении № 1 к законопроекту представлены наименования главных администраторов доходов бюджета: Федеральная налоговая служба 182, Федеральная служба судебных приставов 322, Пенсионный фонд Российской Федерации 392, Территориальные фонды обязательного медицинского страхования 395.

Расходы

Расходы бюджета Фонда ОМС на 2011 год  проектируются в сумме 7507,9 млн. руб., с увеличением на 107,7 млн. руб. (1,5 %) к утвержденным показателям. Проектируемый размер увеличения расходов соответствует  изменениям доходной части бюджета Фонда ОМС.

Дефицит  бюджета Фонда ОМС сохраняется на уровне первоначально утвержденной суммы - 51,9 млн. руб. и составляет 0,7 % объема доходов.

Согласно данным приложения № 2 проекта закона, распределение расходов на 2011 год по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов Фонда ОМС предусматривает изменения показателей расходов по 3-м наименованиям расходов, из них увеличение проектируется  в сумме 142,7 млн. руб., из них:

- 72,3 млн. руб. - на выполнение территориальной программы обязательного медицинского страхования;

- на 70,4 млн. руб. – расходы  на реализацию региональной программы Калининградской области «Модернизация здравоохранения  Калининградской области на 2011-2012 годы» в части внедрения современных информационных систем в здравоохранении в целях перехода на полисы обязательного медицинского страхования единого образца.

Расходы на лекарственное обеспечение льготных категорий граждан по подпрограмме «Льготные лекарства» целевой программы «Развитие здравоохранения Калининградской области на период 2008-2012 годов» проектируются с уменьшением на 34,9 млн. руб. в связи с изменением государственного заказчика реализации подпрограммы - АГРСБ. Соответствующие изменения проектом закона вносятся в подпункт 5 пункта 2 статьи 6 в части признания утратившим силу. Следует отметить, что закон вступает в силу со дня его официального  опубликования, при этом права государственного заказчика и соответственно главного распорядителя средств областного бюджета переданы АГРСБ постановлением Правительства Калининградской области от 27.06.2011 №474.

Пунктом 3 статьи 1 законопроекта предлагается размер нормированного страхового  запаса  определить в размере 32,0 млн. руб. В данном случае контрольно - счетная палата обращает внимание на непоследовательную позицию в принятии решений по данной позиции бюджета. Так, в ходе исполнения бюджета Фонда ОМС текущего года Законом Калининградской области от 11.07.2011 № 30 нормированный страховой запас, первоначально утвержденный в размере 40,8 млн. руб., уменьшен до 18,5 млн. руб. (в 2,2 раза), рассматриваемым  законопроектом  предусмотрено увеличение предельного размера до 32,0 млн. руб. (в 1,7 раза).  Проектируемый размер нормированного страхового запаса Фонда ОМС и направления его использования соответствуют требованиям, установленным приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 01.12.2010 № 227 «О порядке использования средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования». С учетом вышеуказанных изменений предельный размер нормированного страхового запаса Фонда ОМС в 2011 году не превысит среднемесячный размер планируемых поступлений средств фонда на обеспечение территориальной программы ОМС. Проектируемые предельные размеры финансового резерва позволят, в том числе, осуществить новый вид расходов - выплаты стимулирующего характера медицинским организациям за выполнение целевых значений доступности и качества медицинской помощи, установленные Фондом ОМС.

Показатели распределения расходной части бюджета Фонда ОМС на 2011 год (приложение №2 к законопроекту) соответствуют требованиям Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 № 190 н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации».