Печать

Заключение контрольно-счетной палаты Калининградской области
на проект закона Калининградской области «О внесении изменений в Закон Калининградской области
«Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013-2014 годов»
(в ред. от 04.05.2012 № 100)

Рассмотрев представленный Правительством Калининградской области (исх. от 08.06.2012 № 03-04/3261) с учетом  изменений (исх. от 14.06.2012 № 03-04/3326) проект закона Калининградской области «О внесении изменений в Закон Калининградской области «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013-2014 годов» (в ред. от 04.05.2012 № 100), контрольно-счетная палата Калининградской области отмечает следующее.

В представленном законопроекте изменены основные характеристики областного бюджета на 2012 год. Доходы предусматриваются в сумме 35744,4 млн. руб. с уменьшением на 150,8 млн. руб., расходы – в сумме 46302,1 млн. руб. с увеличением на 5006,9 млн. руб.

Дефицит составит 10557,8 млн. руб., что в 1,9 раза больше, чем утверждено  Законом Калининградской области «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013-2014 годов» (в ред. от 04.05.2012 № 100).

Предусмотрено увеличение верхнего предела государственного долга Калининградской области на конец очередного финансового года на 1305,0 млн. руб., который согласно законопроекту составит 16501,8 млн. руб.

Основные характеристики областного бюджета на плановый период 2013 и 2014 годов также изменяются: увеличен верхний предел государственного долга; увеличена сумма условно утвержденных расходов на 2014 год, которые предусмотрены в сумме 2650,0 млн. руб. или 7,7% общего объема расходов бюджета, что соответствует требованиям статьи 184.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации – на второй год планового периода не менее 5% общего объема расходов бюджета.

Доходы

Рассматриваемый законопроект предусматривает уменьшение доходной части областного бюджета на 2012 год на 150,8 млн. руб., в том числе за счет уменьшения  безвозмездных поступлений на 155,8 млн. руб. и увеличения налоговых и неналоговых доходов  на 5,0 млн. руб.

В свою очередь объем безвозмездных поступлений уменьшается за счет:

- уменьшения  безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 413,3 млн. руб.;
- увеличения безвозмездных поступлений от государственных (муниципальных) организаций на 257,0 млн. руб.
- увеличения разницы между доходами от возврата и возвратом остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет на 0,5 млн. руб.

Объем безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации снижается за счет уменьшения на 1574,7 млн. руб. субвенций и роста на 1155,1 млн. руб. субсидий, а также роста на 6,3 млн. руб. иных межбюджетных трансфертов.

Рост субсидий связан, в основном, с увеличением на 849,2 млн. руб. субсидий на бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации (продолжение реконструкции оз. Верхнее в г. Калининграде) и на 179,4 млн. руб. субсидий на поддержку экономически значимых региональных программ (программы развития мясного скотоводства).

Снижение субвенций вызвано, в основном, сокращением на 1609,0 млн. руб. субвенции на обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц.
Налоговые доходы областного бюджета увеличены на 0,6 млн. руб. за счет фактически поступившей государственной пошлины; неналоговые – на 4,4 млн. руб. за счет фактически поступивших доходов от оказания платных услуг и компенсации затрат государства.

Дефицит

Законопроектом предусматривается увеличение дефицита областного бюджета с 5400,0 млн. руб. до 10577,7 млн. руб. (на 5157,7 млн. руб. или на 96,0%).
В связи с ростом дефицита областного бюджета предлагается в новой редакции изложить приложение  № 13 «Источники финансирования дефицита областного бюджета на 2012 год» и приложение № 15 «Программа государственных внутренних заимствований Калининградской области на 2012 год».
Основными источниками финансирования дефицита бюджета в 2012 году предлагаются:
- бюджетные кредиты, полученные от бюджетов бюджетной системы Российской Федерации - 2316,4 млн. руб.;
- кредиты, полученные от кредитных организаций - 2840,0 млн. руб.;
- исполнение государственных гарантий -  (-)1249,1 млн. руб.;
- возврат бюджетных кредитов в результате исполнения гарантом государственных гарантий, ведущих к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу - 1878,3 млн. руб.;
- бюджетные кредиты, предоставленные из областного бюджета -  (-)360,3 млн. руб.;
- изменение остатков средств на счетах по учету средств областного бюджета - 5132,4 млн. руб.

Получение бюджетных кредитов от бюджетов бюджетной системы Российской Федерации предлагается увеличить на 2815,0 млн. руб.; кредитов, полученных от кредитных организаций – увеличить на 140,0 млн. руб. Предоставление бюджетных кредитов из областного бюджета предполагается увеличить на 764,0 млн. руб.; остатки средств на счетах по учету средств областного бюджета возрастут на 2966,6 млн. руб.

Предусмотренный дефицит областного бюджета в сумме 10577,7 млн. руб. составляет 14,6% утвержденного общего годового объема доходов областного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений, что соответствует требованиям статьи 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (не должен превышать15%).

Расходы

Законом Калининградской области «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013-2014 годов» от 12.12.2011 № 64 (в ред. от 04.05.2012 № 100) расходы областного бюджета на 2012 год утверждены в сумме 41295,2 млн. руб. Законопроектом расходы предусмотрены в сумме 46302,1 млн. руб. с увеличением на 5006,9 млн. руб.

При предусмотренном законопроектом общем увеличении объема расходов бюджета на 2012 год в сравнении с утвержденным Законом об областном бюджете на 2012 год на 112,1 процентных пункта, наибольшее увеличение бюджетных ассигнований предусмотрено по разделу 1100 «Физическая культура и спорт» - более, чем в 3 раза. По разделам 0100 «Общегосударственные вопросы», 0300 «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность», 0400 «Национальная экономика», 0500 «Жилищно-коммунальное хозяйство», 0900 «Здравоохранение» предусмотрено увеличение бюджетных ассигнований на 110-119 процентных пункта. Не изменилась сумма бюджетных ассигнований на расходы по разделу 0600 «Охрана окружающей среды». Уменьшены ассигнования на расходы по разделу 1200 «Средства массовой информации» на 1,2 млн. руб.

Общегосударственные расходы

Бюджетные ассигнования по разделу «Общегосударственные расходы» увеличиваются на 208,5 млн. руб. и составят 1680,0 млн. руб. или 3,6% от уровня всех расходов бюджета (46302,1 млн. руб.), в том числе за счет увеличения бюджетных ассигнований на:

- «Функционирование высшего должностного лица субъекта Российской Федерации» - 0,2 млн. руб. Бюджетные ассигнования составят 2,6 млн. руб.;
-«Функционирование высших исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации» - 2,7 млн. руб. Бюджетные ассигнования составят 239,5 млн. руб.;
- «Обеспечение проведение выборов и референдумов» - 5,7 млн. руб. Бюджетные ассигнования составят 36,9 млн. руб.;
- «Международные отношения и международное сотрудничество» - 2,3 млн. руб. Бюджетные ассигнования составят 10,7 млн. руб.;
- «Резервные фонды» - 100,0 млн. руб. Бюджетные ассигнования составят 243,0 млн. руб.;
- «Другие общегосударственные вопросы» - 97,6 млн. руб. Бюджетные ассигнования составят 784,7 млн. руб.

Увеличение бюджетных ассигнований по разделу, подразделу 0113 «Другие общегосударственные вопросы» обусловлено сокращением расходов по целевой статье «Подготовка управленческих  кадров для организаций народного хозяйства за счет средств областного бюджета» в сумме 1,9 млн. руб. и увеличением расходов на общую сумму 99,5 млн. руб. по следующим целевым статьям:

- «Депутаты Государственной Думы и их помощники» - на 1,4 млн. руб.;
- «Центральный аппарат» - 2,5 млн. руб., в том числе: «Конкурсное агентство Калининградской области» - 1,6 млн. руб., из них на оплату труда и страховые взносы – 1,5 млн. руб. и «Агентство по внутренней политике и взаимодействию с некоммерческими организациями Калининградской области» на закупку товаров, работ услуг - 0,9 млн. руб.;
- «Обеспечение деятельности представительств Калининградской области» - 3,4 млн. руб.;
- «Региональные мероприятия по реализации национальных проектов в Калининградской области», «Резервные средства» - 37,8 млн. руб.;
- «Региональные целевые программы» - 54,4 млн. руб., в том числе за счет:
уменьшения бюджетных ассигнований по целевым программам Калининградской области «Повышение уровня финансовой грамотности жителей Калининградской области в 2011-2016 годах» и «О противодействии коррупции в Калининградской области на 2011-2013 годы» на общую сумму 0,2 млн. руб.;
увеличения бюджетных ассигнований по целевой программе Калининградской области «Комплексные меры противодействия потреблению наркотических средств и их незаконному обороту на 2012-2016 годы» на 15,1 млн. руб. Следует отметить, что данная программа утверждена постановлением Правительства Калининградской области от 29.12.2011 № 1022, а в расходах областного бюджета 2012 года предусматривается спустя 5 месяцев после её принятия;
увеличения бюджетных ассигнований по целевой программе Калининградской области «Областная инвестиционная программа на 2009-2014 годы» - 39,5 млн. руб. С учетом внесенных постановлением Правительства Калининградской области от 19.04.2012 № 252 изменений и дополнений в Областную инвестиционную программу предусматриваются дополнительные расходы на строительство здания ЗАГС в г. Советске в сумме 21,1 млн. руб. и на реконструкцию системы  инженерного обеспечения административного здания по Советскому пр., 13-17, литер «а», «б» в г. Калининграде (I очередь). Внутренние  сети – 10,4 млн. руб. Областной инвестиционной программой расходы, в пределах бюджетных ассигнований областного бюджета, не использованных в 2010-2011 годах, предусматриваются в сумме 7,4 млн. руб., а проектом Закона Калининградской области «О внесении изменений в Закон Калининградской области «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» - 8,0 млн. руб., в том числе 0,6 млн. руб. за счет остатков средств на 01.01.2012 год.

Национальная оборона. Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

Бюджетные ассигнования по разделу «Национальная оборона», подразделу «Мобилизационная подготовка экономики»  увеличиваются на 4,6 млн. руб. и составят 45,4 млн. руб. или 0,1% от уровня всех расходов бюджета (46302,1 млн. руб.), в том числе за счет: увеличения бюджетных ассигнований на закупку товаров, работ, услуг, капитального ремонта государственного имущества в сумме 4,4 млн. руб. и на обеспечение объекта № 10 – 0,2 млн. руб.

Бюджетные ассигнования по разделу «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» увеличиваются на 39,5 млн. руб. и составят 330,0 млн. руб. или 0,7% от уровня всех расходов бюджета (46302,1 млн. руб.), в том числе за счет увеличения расходов на сумму:

- 19,5 млн. руб. по подразделу «Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций  природного и техногенного  характера, гражданская  оборона». С учетом увеличения бюджетные ассигнования составят 124,4 млн. руб. Дополнительные бюджетные ассигнования предусматривается направить на реализацию мероприятий двух целевых программ Калининградской области: «Совершенствование системы обеспечения пожарной безопасности на 2012-2014 годы» в сумме 7,1 млн. руб. и «Реконструкция автоматизированной системы централизованного оповещения населения Калининградской области на 2012-2016 годы» - 12,4 млн. руб. Программа «Реконструкция автоматизированной системы централизованного оповещения населения Калининградской области на 2012-2016 годы» по состоянию на 13.06.2012 года не утверждена;

- 20,0 млн. руб. - «Другие вопросы в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности». Бюджетные ассигнования с учетом увеличения составят 21,3 млн. руб. Дополнительные бюджетные ассигнования предусматривается направить на реализацию мероприятий целевой программы Калининградской области «Профилактика правонарушений на 2011- 2013 годы». Программа утверждена постановлением Правительства Калининградской области от 26.09.2011 № 720 (в ред. от 28.10.2011) в сумме 1,3 млн. руб., а настоящим проектом закона планируются расходы в сумме 21,3 млн. руб., что на 20,0 млн. руб. больше, чем запланировано программой. Проектом закона предусматривается, что дополнительные расходы в сумме 20,0 млн. руб. будут направлены на реализацию проекта «Безопасный город». Однако, пунктом 35 перечня программных мероприятий программы («поэтапное внедрение аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» в г. Калининграде, включая проведение конкурса по определению  организации, ответственной за выполнение работ на 2012 год»), бюджетные ассигнования в данном объеме не предусматриваются.

Таким образом, при представлении проекта закона требования пункта 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации не соблюдены - предусмотрены расходы на 2012 год по не принятым в установленном порядке изменениям и дополнениям в региональные целевые программы на общую сумму 32,4 млн. руб.

В случае невнесения соответствующих изменений и дополнений в целевые программы на общую сумму 32,4 млн. руб., при исполнении бюджета 2012 года возможно возникновение рисков по несоблюдению принципов адресности и целевого характера, результативности и эффективности использования бюджетных средств.

Региональные целевые программы

Программа «Совершенствование системы обеспечения пожарной безопасности на 2012-2014 годы» утверждена постановлением Правительства Калининградской области от 29.12.2011 № 1018 (в ред. от 23.03.2012 г.), а в областном бюджете 2012 года бюджетные ассигнования предусматриваются по истечении 5 месяцев после принятия данной программы. Кроме того, объем средств на реализацию мероприятий программы в  2012 году предусмотрен в сумме 124,8 млн. руб., а настоящим проектом закона планируются расходы в сумме 34,0 млн. руб. (по всем разделам областного бюджета 2012 года) или 27,2% от запланированного Программой.

Целевая программа Калининградской области «О Региональной программе в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности Калининградской области на 2010-2015 годы с перспективой до 2020 года» утверждена постановлением Правительства Калининградской области от 24.11.2010 № 882 (ред. от 13.03.2012) с объемом финансирования из областного бюджета на 2012 год - 32,3 млн. руб. Законопроектом предусматриваются бюджетные ассигнования в сумме 32,3 млн. руб.

Целевая программа Калининградской области «Развитие сети фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий и общих врачебных практик в Калининградской области на 2012-2014 годы» утверждена постановлением Правительства Калининградской области от 23.04.2012 № 278 на 2012 год в объеме 35,7 млн. руб., на 2013 год – 116,4 млн. руб., на 2014 год – 54,6 млн. руб. В представленном законопроекте расходы по указанной целевой программе на 2012 год соответствуют программным мероприятиям (35,7 млн. руб.), а бюджетные ассигнования на плановый период 2013 и 2014 годов в законопроекте не предусматриваются.

Бюджетные ассигнования на мероприятия целевой программы Калининградской области «Развитие культуры Калининградской области (2007-2013 годы)» уменьшены на 1,4 млн. руб. и составят 211,9 млн. руб. При этом целевой программой Калининградской области «Развитие культуры Калининградской области (2007-2013 годы)» (в ред. 13.02.2012 г.) объем расходов на 2012 год запланирован в сумме 213,3 млн. руб.

Целевая Программа Калининградской области «Обращение с отходами производства и потребления в Калининградской области на 2012-2016 годы» утверждена постановлением Правительства Калининградской области от 19.03.2012 № 149 на 2012 год в сумме 3,4 млн. руб., на плановый 2013 и 2014 годы - 108,3 млн. руб. и 241,2 млн. руб. Законопроектом на реализацию мероприятий программы предусматриваются бюджетные ассигнования на 2012 год в сумме 3,4 млн. руб., а на плановый период 2013 и 2014 годов бюджетные ассигнования не предусматриваются.

Целевая Программа Калининградской области «Защита побережья Балтийского моря, Калининградского и Куршского заливов в пределах Калининградской области на 2011-2020 годы» утверждена постановлением Правительства Калининградской области от 22.12.2010 № 946 (ред. от 07.11.2011) на 2012 год в сумме 12,0 млн. руб., на плановый 2013 и 2014 годы в сумме 14,0 млн. руб.  и 16,0 млн. руб. соответственно. Законопроектом предусматриваются бюджетные ассигнования на 2012 г. в сумме 26,0 млн. руб., что на 14,0 млн. руб. больше, чем предусмотрено мероприятиями программы.

Целевая Программа Калининградской области «Повышение безопасности дорожного движения в 2008-2012 годах» утверждена постановлением Правительства Калининградской области от 21.08.2008 № 568 (ред. от 11.05.2012) на 2012 год в объеме 3711,2 млн. руб. Законопроектом на реализацию мероприятий программы предусматриваются бюджетные ассигнования на 2012 год в сумме 3811,2 млн. руб., что на 100,0 млн. руб. больше, чем предусмотрено мероприятиями программы.

Таким образом, при представлении проекта закона требования пункта 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации не соблюдены - предусмотрены расходы на 2012 год по не принятым в установленном порядке изменениям и дополнениям в региональные целевые программы на общую сумму 114,0 млн. руб.

В случае невнесения соответствующих изменений и дополнений в региональные целевые программы на общую сумму 114,0 млн. руб. при исполнении бюджета 2012 года возможно возникновение рисков по несоблюдению принципов адресности и целевого характера, результативности и эффективности использования бюджетных средств.


Федеральные целевые программы

В представленном законопроекте объём бюджетных ассигнований на реализацию в 2012 году федеральных целевых программ по сравнению с объемом, предусмотренным Законом Калининградской области от 12.12.2011 № 64 (ред. от 04.05.2012), не изменился и составил 10605,6 млн. руб.

Национальная экономика, жилищно-коммунальное хозяйство

В проекте закона расходы на исполнение полномочий в сфере национальной экономики, жилищно-коммунального хозяйства увеличены на сумму 2770,6 млн. руб. или 55,3 % от общей суммы увеличения расходной части бюджета (5006,9 млн. руб.), в том числе дополнительно направлено на национальную экономику - 1704,8 млн. руб., жилищно-коммунальное хозяйство - 1065,8 млн. руб.
Увеличение суммы расходов по разделу 0400 «Национальная экономика» предусматривается за счет увеличения расходов по подразделам:

- 0401 «Общеэкономические вопросы» на 4,3 млн. руб. на осуществление полномочий в области занятости населения;
- 0402 «Топливно-энергетический комплекс» на 307,7 млн. руб. на предоставление субсидий поставщикам твёрдого топлива (каменного угля) на возмещение недополученных доходов от его реализации населению области (2,9 млн. руб.), на выполнение мероприятий областной инвестиционной программы по газификации объектов муниципальной собственности (304,8 млн. руб.);
- 0405 «Сельское хозяйство и рыболовство» на 374,6 млн. руб. на государственную поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства, направленных на развитие семейных животноводческих ферм, поддержку начинающих фермеров, развитие мясного скотоводства;
- 0406 «Водное хозяйство» на 949,6 млн. руб., в том числе средства федерального бюджета на продолжение реконструкции озера Верхнее в городе Калининграде - 849,2 млн. руб.;
- 0408 «Транспорт» на 1667,8 млн. руб. с учетом взноса Калининградской области в уставный капитал открытого акционерного общества «Управляющая компания «Храброво»;
- 0409 «Дорожное хозяйство (дорожные фонды)» на 100,0 млн. руб. на мероприятия целевой программы Калининградской области «Повышение безопасности дорожного движения  в 2008-2012 годах»;
- 0410 «Связь и информатика» на 35,3 млн. руб. на внедрение универсальной электронной карты в Калининградской области.

Вместе с тем, расходы по подразделу 0412 «Другие вопросы в области национальной экономики» сокращены на 1735,9 млн. руб. за счёт распределения средств областной инвестиционной программы по другим разделам бюджетной классификации расходов.

По подразделу 0501 «Жилищное хозяйство» дополнительно предусмотрены расходы за счёт средств государственной корпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и областного бюджета на обеспечение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов, переселению граждан из аварийного жилищного фонда в сумме 262,3 млн. руб.

По подразделу 0502 «Коммунальное хозяйство» увеличены расходы на общую сумму 800,7 млн. руб., в том числе на реализацию мероприятий федеральных целевых программ (507,6 млн. руб) и региональных целевых программ (293,1 млн. руб.).

Образование, культура, социальная политика

Проектом закона Калининградской области «О внесении изменений в Закон Калининградской области «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» бюджетные ассигнования на 2012 год по разделу «Образование» увеличиваются на 333,5 млн. руб. и составят 7481,4 млн. руб., по разделу «Культура» увеличиваются на 51,3 млн. руб. и составят 791,3 млн. руб., по разделу «Социальная политика» увеличиваются на 280,9 млн. руб. и составят 5534,1 млн. руб.

По разделу «Образование» предусматривается:
- увеличение бюджетных ассигнований по подразделам: «Дошкольное образование» на 178,9 млн. руб., «Общее образование» на 101,6 млн. руб., «Среднее профессиональное образование» на 42,0 млн. руб., «Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации» на 11,9 млн. руб., «Молодёжная политика и оздоровление детей» на 1,8 млн. руб., «Другие вопросы в области образования» на 0,6 млн. руб.;
- сокращение бюджетных ассигнований по подразделу «Начальное профессиональное образование» на сумму 3,3 млн. руб.

Бюджетные ассигнования по подразделам «Дошкольное образование», «Общее образование» в общей сумме 280,5 млн. руб. планируется направить на финансирование целевой программы Калининградской области «Областная инвестиционная программа на 2009-2014 годы», целевой программы Калининградской области «Развитие образования на 2012-2016 годы». Бюджетные ассигнования по подразделам «Среднее профессиональное образование», «Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации» в общей сумме 53,9 млн. руб. планируется направить на обеспечение деятельности подведомственных учреждений, предоставление субсидии бюджетным и автономным учреждениям, на мероприятия в области образования.

За счёт увеличения объёма бюджетных ассигнований по разделу «Культура» на 51,3 млн. руб.:
- принимаются дополнительные расходы по вновь включаемым в раздел «Культура» региональным целевым программам «Совершенствование системы обеспечения пожарной безопасности на 2012-2014 годы» (0,2 млн. руб.), «Областная инвестиционная программа на 2009-2014 годы» (52,0 млн. руб.) с одновременным сокращением расходов по региональным целевым программам «Развитие государственного бюджетного учреждения культуры «Калининградской областной музей янтаря» и культурно-образовательного сектора янтарной отрасли (2012 - 2014 годы)» на сумму    2,3 млн. руб., «Развитие культуры Калининградской области (2007-2013 годы)» на сумму 1,4 млн. руб.;
- растёт объём бюджетных ассигнований по предоставлению субсидий автономным учреждениям на сумму 2,3 млн. руб.

По разделу «Социальная политика» увеличение объёма бюджетных ассигнований на 280,9 млн. руб. обусловлено принятием дополнительных расходов:
- по подразделу «Социальное обслуживание населения» на 18,5 млн. руб., в том числе: по реализации государственных функций в области социальной политики на сумму 1,9 млн. руб. в целях обеспечения софинансирования социальных программ субъектов Российской Федерации, связанных с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказания адресной социальной помощи неработающим пенсионерам; по предоставлению субсидий за счёт резервного фонда Президента Российской Федерации на сумму 8,5 млн. руб.; на реализацию мероприятий по вновь включаемой в раздел «Социальная политика» региональной целевой программе «Совершенствование системы обеспечения пожарной безопасности на 2012-2014 годы» на сумму 6,6 млн. руб.; на премирование победителей конкурса на звание «Самый благоустроенный город и посёлок Калининградской области» на сумму 1,5 млн. руб.;
- по подразделу «Социальное обеспечение населения» на сумму 223,8 млн. руб., в том числе: на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами на сумму 48,4 млн. руб. («Социальное развитие села до 2013 года», «Жилище» на 2011-2015 годы»); на реализацию мероприятий в области образования в сумме 9,0 млн. руб. (возмещение части затрат в связи с предоставлением учителям общеобразовательных учреждений ипотечного кредита); на выплату социальной помощи на сумму 160,2 млн. руб. (обеспечение инвалидов, техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий за счет остатков средств федерального бюджета на 01.01.2012 г. на основании Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам за счёт средств федерального бюджета); на реализацию мероприятий по региональным целевым программам на сумму 1,3 млн. руб.; на реализацию государственных функций в области социальной политики - 4,9 млн. руб.;
- по подразделу «Другие вопросы в области социальной политики» на сумму 45,7 млн. руб.

По подразделу «Охрана семьи и детства» раздела «Социальная политика» сокращены расходы в сумме 8,0 млн. руб. по выплате единовременного пособия при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью за счёт средств областного бюджета.

На плановый период 2013 и 2014 годов бюджетные ассигнования по разделу «Образование» увеличены на 3,9 млн. руб. и на 4,4 млн. руб. и составят соответственно 6639,8 млн. руб. и 6735,5 млн. руб., по разделу «Культура» бюджетные ассигнования сокращаются на 2,0 млн. руб. и на 2,5 млн. руб. и составят соответственно 769,5 млн. руб. и 567,2 млн. руб., по разделу «Социальная политика» объём бюджетных ассигнований не изменяется.

Здравоохранение

В проекте закона Калининградской области  «О внесении изменений в Закон Калининградской области «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» объем бюджетных ассигнований по разделу 0900 «Здравоохранение» на 2012 год предусмотрен в объеме 7081,6 млн. руб., на плановый период 2013 и 2014 годов - в объеме 4939,5млн. руб. и 4981,9 млн. руб. соответственно.

Расходы по разделу 0900 «Здравоохранение», утвержденные Законом Калининградской области от 12.12.2011 № 64 «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» в связи с внесенными изменениями, увеличатся на 847,5 млн. руб или 14,0 %. Изменения по разделу произошли в основном за счет дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета, изменения расходной части областного бюджета, а также перераспределения ассигнований.

Законопроектом внесены изменения в бюджетные ассигнования по разделу 0900 «Здравоохранение» по следующим подразделам: 0901 «Стационарная медицинская помощь»; 0902 «Амбулаторная помощь»; 0906 «Заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов»; 0909 «Другие вопросы в области здравоохранения».

В связи с внесенными изменениями доля расходов по разделу 0900 «Здравоохранение» в общем объеме расходов бюджета не изменится и составит 15,0%. Наибольший объем бюджетных средств предусмотрен на расходы по подразделу 0909 «Другие вопросы в области здравоохранения» - в 2012 году на долю расходов по данному подразделу приходится более 87 % расходов от общего объема расходов по разделу в целом.

По подразделу 0901 «Стационарная медицинская помощь» расходы увеличены в 11 раз и составляют - 359,0 млн. руб.

В связи с внесенными изменениями доля расходов по подразделу 0902 «Амбулаторная помощь» на 2012 год предусмотрена в объеме 410,4 млн. руб., что на 0,6% выше утвержденного показателя.

По подразделу 0906 «Заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов» расходы на 2012 год предусмотрены в размере 99,2 млн. руб., что на 2,0 млн. руб. больше утвержденного показателя. Основной объем бюджетных ассигнований, предусмотренных по вышеуказанным подразделам, планируется направить на содержание и обеспечение деятельности учреждений здравоохранения и реализацию Закона Российской Федерации от 09.06.1993 № 5142-1  «О донорстве крови и ее компонентов».

По подразделу 0909 «Другие вопросы в области здравоохранения» расходы на 2012 год предусмотрены законопроектом в объеме 6 213,0 млн. руб., что выше утвержденного показателя на 8,4%. Основные изменения бюджетных ассигнований по данному подразделу направленны на реализацию постановления Правительства Калининградской области от 26.04.2011 № 266 «О мерах по реализации мероприятий целевой Программы Калининградской области «Программа модернизации здравоохранения Калининградской области на 2011-2012 годы».

Законопроектом предусмотрены бюджетные ассигнования, из них:
- на реализацию программы модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации в части укрепления материально-технической базы медицинских учреждений, поступивших от

Территориального фонда обязательного медицинского страхования на 01.01.2012 года в сумме 394,0 млн. руб.;
- на внедрение современных информационных систем в здравоохранении в целях перехода на полисы обязательного медицинского страхования единого образца в сумме 81,2 млн. руб.

Дополнительно в названный подраздел включены расходы на реализацию мероприятий целевых программ  Калининградской области:
- «Совершенствование системы обеспечения пожарной безопасности на 2012-2014 годы» - 19,8 млн. руб.;
- «Развитие сети фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий и общих врачебных практик в Калининградской области» - 35,7 млн. руб.

Законопроектом межбюджетные трансферты бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования, предусмотрены как возмещение расходов на лекарственное обеспечение льготных категорий граждан за 2010 год - 26,1 млн. руб.

Законопроектом предусмотрено внесение изменений в текстовую статью 11-1 действующего Закона  «Порядок перечисления межбюджетных трансфертов из бюджета Калининградской области бюджету Территориального фонда обязательного медицинского страхования Калининградской области». Пункт 1 предлагается изложить в следующей редакции: «Установить, что платежи на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования, и дополнительное финансовое обеспечение мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами, в рамках программы модернизации здравоохранения Калининградской области подлежат ежемесячному перечислению в территориальный фонд обязательного медицинского страхования Калининградской области в соответствии с соглашением, заключенным между органом исполнительной власти Калининградской области, осуществляющим функции главного распорядителя средств областного бюджета, и территориальным фондом обязательного медицинского страхования Калининградской области».

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 Порядка реализации мероприятий целевой Программы Калининградской области «Программа модернизации здравоохранения Калининградской области на 2011-2012 годы» и расходования на территории Калининградской области средств на данную Программу, утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 26.04.2011 № 266 (далее - Порядок), финансовое обеспечение мероприятий в части дополнительного финансового обеспечения мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами в рамках программы модернизации здравоохранения Калининградской области, осуществляется за счет субсидий, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджету Территориального фонда обязательного медицинского страхования Калининградской области (далее - ТФОМС).

Средства бюджета ТФОМС в части расходов на оплату работ и услуг в соответствии с договорами о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, заключаемыми ТФОМС и страховыми медицинскими организациями, направляются на внедрение стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами.

Средства областного бюджета в сумме 15,9 млн. руб. на дополнительное финансовое обеспечения мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами, в рамках программы модернизации здравоохранения Калининградской области, не предусмотрены вышеуказанным Порядком.

Физическая культура и спорт

Законопроектом объем бюджетных ассигнований по разделу «Физическая культура и спорт» на 2012 год предусмотрен в сумме 563,0 млн. руб., в том числе средства федеральной целевой программы развития Калининградской области в сумме 41,9 млн. руб. Объем расходов, в связи с внесенными изменениями увеличится на 411,5 млн. руб., более чем в 3,7 раза. Бюджетные ассигнования по разделу отражены по следующим подразделам:
- по подразделу 1102 «Массовый спорт» - 550,1 млн. руб.;
- по подразделу 1105 «Другие вопросы в области физической культуры и спорта» - 12,9 млн. руб.

Изменения по разделу произошли за счет переходящих остатков средств федерального бюджета на 01.01.2012 года (18,5 млн. руб.) за счет включения в раздел «Физическая культура и спорт» расходов по целевой Программе Калининградской области «Областная инвестиционная программа на 2009-2014 годы» (392,2 млн. руб.).

Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

Законопроектом бюджетные ассигнования на 2012 год по разделу 1400 «Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» предусмотрены в сумме 1 837,7 млн. руб., т. е. с увеличением на 50,0 млн. руб. Увеличены расходы  по разделу 1402 «Иные дотации» по дотации на обеспечение мер по дополнительной поддержке местных бюджетов на 50,0 млн. руб. Изменения предусматриваются в условиях отсутствия методики и порядка оценки эффективности исполнения главами муниципальных образований своих полномочий. Методологические подходы к определению как размеров общей суммы грантов (за счет дотации по дополнительной поддержке местных бюджетов), так и размера премии руководителям администраций законодательством  Калининградской области не определены. Как показали результаты проверок муниципальных образований, в нарушение требований статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, определяющей дотации как межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования, отдельными постановлениями Правительства Калининградской области определены (рекомендованы) направления использования средств: на предоставление грантов за достижение наилучших значений показателей комплексного социально-экономического развития муниципальных образований (городских округов и муниципальных районов) Калининградской области, занявших первые одиннадцать мест по результатам оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления Калининградской области за 2011 год; на финансирование программ по благоустройству центров населенных пунктов.

Законопроектом предусматривается увеличение объема субвенций местным бюджетам на 239,8 млн. руб. и составит 6096,4 млн. руб. Увеличение объема распределения субвенций в основном обусловлено введением новых видов субвенций на осуществление полномочий Калининградской области в сфере сельского хозяйства, не предусмотренных предыдущими редакциями закона:
- субвенция на возмещение сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовых форм и крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным потребительским кооперативам части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах в 2004-2012 годах на срок от 2 до 10 лет за счет остатков средств федерального бюджета на 01.01.2012 (КЦСР 2670583) в сумме 19,1 млн. руб.;
- субвенция на поддержку экономически значимых региональных программ за счет средств федерального бюджета (КЦСР 2670514) в сумме 179,4 млн. руб.;
- субвенция на поддержку начинающих фермеров за счет средств федерального бюджета (КЦСР 2670516) в сумме 24,1 млн. руб.;
- субвенция на развитие семейных животноводческих ферм за счет средств федерального бюджета (КЦСР 2670517) в сумме 16,5 млн. руб.

Увеличены объемы обеспечения субсидирования растениеводства за счет средств областного бюджета (КЦСР 2672532) на 23,0 млн. руб. и составили 93,1 млн. руб.

Исключены следующие виды субвенций на сумму 23,0 млн. руб., в том числе:
- на возмещение части затрат на закупку кормов для маточного поголовья крупного рогатого скота за счет средств областного бюджета (КЦСР 2672515) в сумме 13,4 млн. руб.;
- на целевую Программу Калининградской области «Развитие овцеводства и козоводства в Калининградской области на 2012–2016 годы» (КЦСР 5226400) в сумме 9,6 млн. руб.

Бюджетные ассигнования на субвенции на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного (сохраняемого) жилого помещения по целевой Программе Калининградской области «Дети-сироты» на 2012-2016 годы (КЦСР 5221600) на сумму 2,3 млн. руб. увеличены и составили 86,3 млн. руб.

Расходы по обслуживанию государственного долга

Проектом закона предусматривается увеличение объёма бюджетных ассигнований по обслуживанию государственного долга на 10,3 млн. руб. и составит 217,0 млн. руб. или 0,5% объёма утверждённых расходов областного бюджета.

Государственный долг и программа государственных внутренних заимствований Калининградской области.

Законопроектом определено увеличение верхнего предела государственного долга на 01 января 2013 года на 1305,0 млн. руб. с сокращением объёма по государственным гарантиям Калининградской области на 1650,0 млн. руб. В результате внесённых изменений верхний предел государственного долга на 01 января 2013 года составит 16501,8 млн. руб., в том числе по государственным гарантиям Калининградской области 4419,1 млн. руб. По отношению к утвержденному общему годовому объему доходов областного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений верхний предел государственного долга составит 77,1 %.

Изменение верхнего предела государственного долга связано с увеличением объёма заимствований по привлечению средств бюджетного кредита на 2815,0 млн. руб. с одновременным сокращением объёма заимствований по привлечению кредитов от кредитных организаций в валюте Российской Федерации на сумму 500,0 млн. руб. и сокращением объёма бюджетных ассигнований на 640,0 млн. руб. по погашению кредитов, привлекаемых от кредитных организаций в валюте Российской Федерации.

В соответствии с программой государственных гарантий Калининградской области на 2012 год, принятой Законом Калининградской области от 12.12.2011 № 64 (в редакции Законов от 21.02.2012 № 90, от 04.05.2012 № 100),  объём бюджетных ассигнований по исполнению государственных гарантий Калининградской области без права возникновения регрессного требования определён в сумме 44,15 млн. руб. Законопроектом предусматривается увеличение бюджетных ассигнований по безрегрессному исполнению государственных гарантий Калининградской области на 0,123 млн. руб. и составит 44,273 млн. руб., что отражено в  расходной части законопроекта.

Законопроектом предусматривается исключение права предоставления государственной гарантии Калининградской области по обеспечению обязательств ОАО «Управляющая компания «Храброво», возникающих в результате привлечения кредитных средств для финансирования инвестиционной деятельности по созданию, расширению и перевооружению объектов транспортного назначения аэропорта в посёлке Храброво в сумме 1650,0 млн. руб. С учётом изменений общий объём государственных гарантий Калининградской области, предоставляемых в 2012 году, сократится на 1650,0 млн. руб. и составит 679,1 млн. руб.  

Вносимые в программу внутренних заимствований Калининградской области на 2012 год и в программу государственных гарантий Калининградской области на 2012 год поправки приводят к увеличению предельного объема государственного долга Калининградской области на 2012 год на 665,0 млн. руб., что составит 18750,4 млн. руб.

Изменение верхнего предела государственного долга на 1 января 2014 года и  1 января 2015 года связано с увеличением объёма привлекаемых средств бюджетного кредита из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации в валюте Российской Федерации на 900,0 млн. руб. в 2013 году и на 800,0 млн. руб. в 2014 году с одновременным изменением (сокращением) объёмов кредитов, привлекаемых в валюте Российской Федерации от кредитных организаций на 660,0 млн. руб. и 910,0 млн. руб. соответственно и сокращением объёмов бюджетных ассигнований по погашению кредитов, привлекаемых в валюте Российской Федерации от кредитных организаций на 860,0 млн. руб. и 660,0 млн. руб. соответственно. Вносимые в программу внутренних заимствований Калининградской области на 2013 год и на 2014 год поправки приводят к увеличению предельного объема государственного долга Калининградской области на 2013 год на 2545,0 млн. руб., на 2014 год на 3295,0 млн. руб., что составит 23141,8 млн. руб. и 25387,5 млн. руб. соответственно, что не противоречит требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Текстовые статьи законопроекта

Пунктом 4 статьи 1 законопроекта предусматривается включить в статью 7 Закона Калининградской области «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» положения, предусматривающие изменение цены контракта на выполнение работ по строительству обхода г. Советска с мостовым переходом через р. Неман на федеральной автомобильной дороге А-216 Гвардейск-Неман на сумму 72,5 млн. руб. в связи с увеличением стоимости материалов, рассчитанной в соответствии с действующим порядком определения стоимости строительства.

Контрольно-счетной палате не представлены документы (конкурсная документация, государственный контракт от 11.12.2006 № 595-к, проектно-сметная документация, акты выполненных работ и др.), подтверждающие обоснованность увеличения стоимости данных работ на 72,5 млн. руб. Представить заключение об обоснованности увеличения стоимости строительства на 72,5 млн. руб. не представляется возможным.