Заключение
контрольно-счетной палаты Калининградской области
на отчет об исполнении бюджета за 1 квартал 2012 года

Рассмотрев представленный Правительством Калининградской области  отчет об исполнении бюджета за 1 квартал 2012 года (исх. от 27.04.2012 № 03-01/2333) контрольно-счетная палата Калининградской области сообщает следующее.

Отчет об исполнении областного бюджета за 1 квартал 2012 года представлен в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 17 Закона Калининградской области от 10.10.2007 №173 (в ред. от 07.10.2010 № 498) «О бюджетном процессе».

Законом Калининградской области «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013-2014 годов» (в ред. от 21.02.2012 № 90) доходы областного бюджета утверждены в объеме 33859,44 млн. руб. расходы в сумме 39259,47 млн. руб. руб. Дефицит  в размере 5400,03 млн. руб. Согласно показателям уточненной сводной бюджетной росписи доходы составляют 34500 млн. руб., расходы - 40253 млн. руб., дефицит - 5753 млн. руб.

Исполнение по доходам за 1 квартал 2012 года составило - 9369,9 млн. руб или 27,2% уточненных годовых назначений (за 2011 год – 24,1%), расходы - 5503.3 млн. руб. или 13,7% (за 2011 год – 15,5%) уточненных годовых ассигнований. За первый квартал 2012 года областной бюджет исполнен с профицитом в размере 3866,5 млн. руб.

Доходы

Доходы областного бюджета за I квартал 2012 года составили 9369,8 млн. руб. или 27,2% уточненных годовых назначений. Рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — 2495,1 млн. руб. или 36,3%.

Налоговые и неналоговые доходы областного бюджета за I квартал 2012 года исполнены в сумме 5133,8 млн. руб. или на 24,0% уточненных годовых бюджетных назначений. По отношению к I кварталу 2011 года рост поступлений налоговых и неналоговых доходов областного бюджета составил 905,4 млн. руб. или 21,4%.

Основными источниками, формирующими областной бюджет, по-прежнему остаются налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц. Поступления их составили 1921,3 млн. руб. (34,6% годовых назначений) и 1415,8 млн. руб. (19,8% годовых назначений) соответственно или 37,4 и 27,6 процента от общей суммы налоговых и неналоговых доходов областного бюджета.

В сравнении с I кварталом 2011 года налог на прибыль организаций вырос на 499,1 млн. руб. или на 35,1%; сбор налога на доходы физических лиц вырос на  179,1 млн. руб. или на 14,5%.

Значительными доходными источниками являются также акцизы и налог на имущество организаций, составляющие соответственно 14,1 и 9,1 процента от общей суммы налоговых и неналоговых доходов областного бюджета. Задание по сбору акцизов обеспечено на 23,% от годовых назначений, поступления составили 723,1 млн. руб. Сбор налога на имущество организаций составил 469,5 млн. руб. или 15,7% от годовых назначений. За I квартал 2011 года поступления по этим налогам составили 605,9 млн. руб. и 512,1  млн. руб. соответственно. Таким образом, сбор акцизов увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года  на 117,2 млн. руб. или на 19,3%, сбор налога на имущество организаций снизился  на 42,6 млн. руб. или на 8,3%.

Поступления транспортного налога составили 170,8 млн. руб. или 28,0% от годовых назначений, что на 46,9 млн. руб. или на 37,9% выше показателей I квартала прошлого года.

Налоги на совокупный доход исполнены в объеме 313,6 млн. руб. или на 24,2% от годовых бюджетных назначений. Рост к аналогичному периоду 2011 года – 111,4 млн. руб. или 55,1%.

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности составили 38,3 млн. руб. или 14,5% от годовых назначений. Снижение к аналогичному периоду прошлого года – 28,8млн. руб. или 42,9%.

Платежи при пользовании природными ресурсами составили 15,5 млн. руб. или 19,8% от годовых бюджетных назначений. Рост к аналогичному периоду прошлого года – 0,4 млн. руб. или 2,6%.

Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства составили за I квартал 2012 года 16,1 млн. руб. или 89,7%  от годовых бюджетных назначений. За I квартал 2011 года указанные доходы составили 1,9 млн. руб., рост – 14,2 млн. руб. или в 8,5 раза.

На 11,0% оказались исполненными бюджетные назначения по доходам от продажи материальных и нематериальных активов – 9,9 млн. руб. Рост по сравнению с I кварталом 2011 года – на 1,4 млн. руб.

Объем финансовой помощи от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, поступившей в областной бюджет в I квартале 2012 года, составил 4285,9 млн. руб. или 32,8% от годовых назначений. За аналогичный период прошлого года - 2872,5 млн. руб., т. е. наблюдается увеличение на 1413,4 млн. руб. или на 49,2%.

Из общей суммы безвозмездных поступлений  дотации составили 157,0 млн. руб. или 31,6% годовых назначений. За I квартал 2011 года – 131,0 млн. руб. (рост на 26,0 млн. руб. или на 19,8%). В структуре дотаций 98,0% или 153,8 млн. руб. составили дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности и 2,0% или 3,2 млн. руб. – дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов.

Субсидии поступили в сумме 3045,4 млн. руб. или 35,2% годовых назначений. За I квартал 2011 года – 1749,6 млн. руб. (увеличение на 1295,8 млн. руб. или на 74,1%).

Субвенции поступили в сумме 878,9 млн. руб. или 27,0% годовых назначений.  За I квартал 2011 года – 885,4 млн. руб. (снижение на 6,5 млн. руб. или на 0,4%).

Иные межбюджетные трансферты поступили в сумме 204,6 млн. руб. или 30,8% годовых назначений.

За I квартал 2012 года в доход областного бюджета поступило из местных бюджетов 156,4 млн. руб. остатков средств, имеющих целевое назначение.

В отчетном периоде из областного бюджета возвращены в федеральный бюджет остатки целевых средств федерального бюджета в сумме 220,4 млн. руб.

Поступления в областной бюджет от государственной корпорации – Фонда содействия реформированию ЖКХ составили 14,1 млн. руб.

Таким образом, объем безвозмездных поступлений в I квартале 2012 года составил 4236,0 млн. руб. или 32,2% уточненных годовых назначений. За аналогичный период прошлого года безвозмездные поступления  составили 2646,3 млн. руб., т.е. наблюдается увеличение на 1589,7 млн. руб. или на 60,1%.

Расходы

Законом Калининградской области «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013-2014 годов» от 12.12.2011 № 64 расходы областного бюджета утверждены в сумме 35737,68 млн. руб. В итоге изменений,  внесенных Законом Калининградской области от 21.02.2012 № 90, расходы увеличены на 3521,79 млн. руб. и составили 39259,48 млн. руб. В 1 квартале 2012 года расходы уточнены на сумму 993,43 млн. руб., в том числе на сумму дополнительно поступивших доходов от бюджетов других уровней и ГК Фонд содействия реформированию  жилищно–коммунального хозяйства (641 млн. руб.), остатков целевых средств, направленных на расходы (253 млн. руб.), на сумму неиспользованных в 2010-2011 годах бюджетных ассигнований по областной инвестиционной Программе и целевой Программе «Программа модернизации здравоохранения КО». Согласно показателям сводной уточненной бюджетной росписи бюджетные ассигнования по расходам утверждены в сумме 40252,90 млн. руб.

Исполнение за 1 квартал 2012 года составило 5503,27 млн. руб. или 13,7% (за 2011 год – 15,5%) от уточненного показателя бюджетной росписи.

По итогам исполнения областного бюджета по расходам за отчетный период наиболее низкое исполнение сложилось по следующим разделам бюджетной классификации расходов бюджета:
0500 «Жилищно-коммунальное хозяйство» - 3,3% (бюджетные ассигнования - 6034,44 млн. руб., кассовый расход – 196,38 млн. руб.);
0400 «Национальная экономика» - 3,8% (бюджетные ассигнования – 9573,07 млн. руб., кассовый расход –362,49 млн. руб.);
1100 «Физическая культура и спорт» - 5,4% (бюджетные ассигнования – 554,64 млн. руб., кассовый расход –29,95 млн. руб.);
1200 «Средства массовой информации» - 6,0% (бюджетные ассигнования –46,45 млн. руб., кассовый расход –2,81 млн. руб.);
0600 «Охрана окружающей среды» - 11,9% (бюджетные ассигнования –37,61 млн. руб., кассовый расход –4,46 млн. руб.);
0100 «Общегосударственные вопросы» - 13,0% (бюджетные ассигнования –1379,85 млн. руб., кассовый расход – 180,05 млн. руб.);
0800 «Культура,  кинематография» - 13,4% (бюджетные ассигнования – 786,63 млн. руб., кассовый расход  – 105,18 млн. руб.).

Расходы по разделу 0300 «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» исполнены на 34,2%, по разделу 1400 «Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» - на 32,4%, по разделу 1000 «Социальная политика» - на 21,5%, по разделу 0200 «Национальная оборона» на 20,8%, по разделам «Образование» и «Здравоохранение» на 19,6%.

В пояснительной записке к отчету об исполнения областного бюджета за 1 квартал 2012 года подробно приведены причины низкого исполнения расходов по разделам, подразделам бюджетной классификации и направлениям расходов областного бюджета: несвоевременное проведение аукционов, конкурсов; заявительный характер выплат, в том числе относящихся к социальной поддержке граждан; позднее поступление средств федерального бюджета по причине неподписания соглашений; непредставление документов, подтверждающих право расходования средств (контракты, договоры, акты выполненных работ, расчеты и т.д.), которые носят систематический характер.

Исполнение по расходам, предусмотренным по разделу 1400 «Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» в сумме 1837,65 млн. руб., составило 594,9 млн. руб. или 32,4%. На дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований утверждено 1187,65 млн. руб., исполнение за 1 квартал 2012 года составило - 327,8 млн. руб. или 27,6% показателя уточненной росписи. К аналогичному периоду 2011 года - 122,7 %. Дотации на обеспечение мер по дополнительной поддержке местных бюджетов согласно представленному отчету исполнены в сумме 267,1 млн. руб. или 41,1%. В отчетном периоде муниципальным образованиям по четырем постановлениям Правительства Калининградской области (от 10.01.2012 № 5 – 22,3 млн. руб., от 06.02.2012 № 40 – 100,0 млн. руб., от 22.02.2012 № 80 – 152,3 млн. руб., от 22.02.2012 № 87 – 2,0 млн. руб.) распределены средства дополнительной поддержки в размере 276,6 млн. руб., что составило 42,5% утвержденных бюджетных ассигнований на 2012 год, фактически исполнены средства в сумме 267,1 млн. руб. или 96,5% к сумме распределенных средств. Наибольший удельный вес в расходах дотации на обеспечение мер по дополнительной поддержке местных бюджетов составили распределенные в ходе исполнения областного бюджета 2012 года дотации поселениям – 74,0% (204,9 млн. руб.), то есть дополнительная финансовая поддержка  превысила в 5,3 раза объем плановой дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений (38,4 млн. руб.). Сумма выделенных дотаций по дополнительной поддержке местных бюджетов по отдельным поселениям  многократно превысила утвержденный размер дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности на 2012 год. Так, например, размер дотации на обеспечение мер по дополнительной поддержке за 1-й квартал 2012 года составил:
- Багратионовскому городскому поселению – соответственно 4750,8 тыс. руб. и 262,0 тыс. руб. (в 18 раз);
- Нивенскому сельскому поселению – соответственно 4140,4 тыс. руб. и 337,0 тыс. руб. (в 12 раз);
- Долгоруковскому сельскому поселению – соответственно 2054,8 тыс. руб. и 180,0 тыс. руб. (в 11 раз).

Методологические подходы к распределению дотации на обеспечение мер по дополнительной поддержке местных бюджетов законодательством области не определены, критерии распределения дотаций по обеспечению мер дополнительной поддержки местных бюджетов, условия и порядок распределения и расходования средств нормативными правовыми актами не утверждены. На основании Закона Калининградской области от 20.10.2008 № 277 «О межбюджетных отношениях» средства распределяются Правительством Калининградской области.

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации», утвержденными приказом Министерства финансов  Российской Федерации, по подразделу 1402 "Иные дотации" подлежат отражению расходы на предоставление дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также иных дотаций бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.

Законом Калининградской области от 20.10.2008 № 277 «О межбюджетных отношениях»  не представлены такие виды межбюджетных трансфертов, как «иные дотации»,  в том числе «дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов», «прочие межбюджетные трансферты общего характера».

Целевое направление дотации на обеспечение мер по дополнительной поддержке местных бюджетов определяется согласно сложившейся практике соглашениями Министерства финансов Калининградской области и исполнительными органами муниципальных образований.

Средства резервного фонда Правительства Калининградской области исполнены в сумме 42,4 млн. руб. или 32,6% от показателя уточненной росписи (130,0 млн. руб.) на 2012 год. Расходы, предусмотренные: по разделу «Культура, кинематография» (3,5 млн. руб.), исполнены на 100%; по разделу «Социальная политика» (10,5 млн. руб.) - на 98,3%; по разделу «Здравоохранение» (40,7 млн. руб.) на - 68,8%; по разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» (1,1 млн. руб.) на - 37,1%.

Расходы за счет средств резервного фонда по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий Правительства Калининградской области, предусмотренные в уточненной сводной бюджетной росписи в сумме 13, 0 млн. руб., в 1квартале 2012 года не производились.

Выводы

Рассмотрев представленный Правительством Калининградской области отчет об исполнении бюджета за 1 квартал 2012 года, контрольно-счётная палата Калининградской области отмечает низкое исполнение расходной части бюджета, которое составило 5503,27 млн. руб. или 13,7% (за 2011 год – 15,5%) от уточненного показателя сводной бюджетной росписи.

Исполнение по доходам за 1 квартал 2012 года составило - 9369,9 млн. руб или 27,2% уточненных годовых назначений (за 2011 год – 24,1%).
За 1 квартал 2012 года областной бюджет исполнен с профицитом в 3866,5 млн. руб.

Причины низкого исполнения областного бюджета по расходам, приведенные в пояснительной записке к отчету об исполнении бюджета за 1 квартал 2012 года, носят систематический характер.

Методологические подходы к распределению дотации на обеспечение мер по дополнительной поддержке местных бюджетов законодательством области не определены, критерии распределения дотаций по обеспечению мер дополнительной поддержки местных бюджетов, условия и порядок распределения и расходования средств нормативными правовыми актами не утверждены. Не внесены соответствующие изменения в Закон Калининградской области от 20.10.2008 № 277 «О межбюджетных отношениях».