Заключение
контрольно-счетной палаты Калининградской области
на проект закона Калининградской области «О внесении изменений в Закон Калининградской области «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов»

Рассмотрев представленный Правительством Калининградской области  проект закона Калининградской области «О внесении изменений в Закон Калининградской области «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» от 12 декабря 2011 года № 64, контрольно-счётная палата Калининградской области отмечает следующее.

Законопроект изменяет основные характеристики областного бюджета на 2012 год. Доходы  и расходы областного бюджета увеличены на 3521,8 млн. руб. Дефицит останется на прежнем уровне - 5400,0 млн. руб.
Законопроектом учтена дополнительная финансовая помощь из федерального бюджета и перераспределение ассигнований областного бюджета.

Доходы

Рассматриваемый законопроект предусматривает увеличение доходной части областного бюджета на 2012 год на 3521,8 млн. руб., что полностью обусловлено ростом безвозмездных поступлений из федерального бюджета.

Финансовая помощь из федерального бюджета увеличена за счет:

1) роста на 1550,8 млн. руб. субсидий, в том числе:
- на поддержку элитного семеноводства – на 4,1 млн. руб.;
- на закладку и уход за многолетними насаждениями – на 0,8 млн. руб.;
- на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений – на 6,0 млн. руб.;
- на возмещение сельскохозяйственным товаропроизводителям части затрат на уплату процентов по кредитам – на 62,1 млн. руб.;
- на компенсацию части затрат на приобретение средств химической защиты растений – на 11,4 млн. руб.;
- на ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство – на 60,1 млн. руб.;
- на поддержку племенного животноводства – на 27,3 млн. руб.;
- на возмещение сельскохозяйственным товаропроизводителям части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам – на 780,9 млн. руб.;
- на возмещение гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственным потребительским кооперативам части затрат на  уплату процентов по кредитам – на 30,6 млн. руб.
- на поощрение лучших учителей – на 1,2 млн. руб.;
- на компенсацию части затрат на приобретение средств химизации – на 8,8 млн. руб.;
- на закупку оборудования для учреждений здравоохранения – на 198,0 млн. руб.;
- на проведение противоаварийных мероприятий в зданиях государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений – на 9,0 млн. руб.;
- на финансовое обеспечение закупок диагностических средств и антивирусных препаратов – на 9,4 млн. руб.;
- на закупки оборудования и расходных материалов для неонатального и аудиологического скрининга – на 4,1 млн. руб.;
- на мероприятия по пренатальной (дородовой) диагностике – на 3,6 млн. руб.;
- на модернизацию региональных систем общего образования – на 333,3 млн. руб.

2) роста на 1881,3 млн. руб. субвенций, в том числе:
- на выплату единовременного пособия при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью – на 5,7 млн. руб.;
- на  обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно - ортопедических изделий – на 89,4 млн. руб.;
- на оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи по обеспечению лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей - инвалидов – на 177,3 млн. руб.;
- на обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц – на 1608,9 млн. руб.
3) роста  иных межбюджетных трансфертов  на 89,7 млн. руб.
на осуществление отдельных полномочий в области обеспечения лекарственными препаратами.  
Законопроектом также предлагается увеличить общий объем доходов областного бюджета на 2013 и 2014 годы на 6,1 млн. руб. и 6,5 млн. руб. соответственно за счет роста на эти же суммы безвозмездных поступлений.
Общая сумма доходов областного бюджета на 2012 год с учетом вносимых изменений составит 33859,4 млн. руб.

Расходы

Дополнительные средства федерального бюджета, распределенные Калининградской области в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации, по направлениям приведены  в пояснительной записке к законопроекту. Средства резервного фонда Правительства Калининградской области в размере 170,0 млн. руб. и средства национальных проектов в размере 11,4 млн. руб. перераспределены. Средства направлены на приобретение доли собственности соинсвестора ООО «Еврострой Сервис плюс» объекта строительства «Физкультурно-оздоровительный комплекс в г. Калининграде» (170,0 млн. руб.), на выполнение обязательств согласно Соглашению Правительства Калининградской области с Федеральным агентством по здравоохранению и социальному развитию Российской Федерации по Федеральному центру сердечно-сосудистой хирургии (7,3 млн. руб.) и на расходы в связи с возросшим объемом публикаций нормативных актов Калининградской области (4,1 млн. руб.).
Общегосударственные расходы, Национальная экономика, Социальная политика, Средства массовой информации

Проектом закона Калининградской области «О внесении изменений в Закон Калининградской области «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» бюджетные ассигнования на «Общегосударственные расходы» уменьшаются на 181,4 млн. руб. и составят 1509,3 млн. руб., в том числе за счет сокращения расходов по подразделам «Резервные фонды» на 170,0 млн. руб. и «Другие общегосударственные расходы» на 11,4 млн. руб. Бюджетные ассигнования в сумме 181,4 млн. руб. планируется направить на:
- приобретение доли в имуществе объекта социальной сферы, созданном в результате реализации инвестиционного проекта с участием бюджетных инвестиций в сумме 170,0 млн. руб. (КБК 04120920315);
- социальную поддержку специалистов, приглашенных для работы в федеральных медицинских центрах, – 7,3 млн. руб. (КБК 10035058702);
- опубликование в средствах массовой информации законов Калининградской области и нормативных актов Правительства Калининградской области, правовых  актов Губернатора Калининградской области, официальных материалов Правительства Калининградской области (КБК 12044440101) - 4,1 млн. руб.

Следует отметить, что Министерством финансов Калининградской области к проекту  закона Калининградской области «О внесении изменений в Закон Калининградской области «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» не представлены документы, подтверждающие объем выполненных обязательств ООО «Еврострой Сервис плюс» по строительству «Физкультурно-оздоровительного комплекса в г. Калининграде»,  соглашение, заключенное между Федеральным агентством по здравоохранению и социальному развитию РФ и Правительством области от 11.03.2008г.  № 04/81 и расчет-обоснование компенсации расходов по оплате найма жилых помещений, специалистам, приглашенным в Федеральный центр сердечно - сосудистой хирургии в пос. Родники. В связи с отсутствием подтверждающих документов, а также документов по ОАО «КД авиа» к законопроекту, представить заключение о соблюдении принципов достоверности бюджета и реалистичности расчета расходов (ст. 37 Бюджетного кодекса РФ) при внесении изменений в Закон Калининградской области «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов», не представляется возможным.

Целевые программы

Проектом закона Калининградской области «О внесении изменений в Закон Калининградской области «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» предусматриваются следующие изменения:
- бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий целевой программы Калининградской области «Дополнительные меры, направленные на снижение напряженности на рынке труда Калининградской области» увеличиваются на 0,25 млн. руб. и составят 0,6 млн. руб. (КБК 03904015220000321);
- бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий целевой программы Калининградской области «Развитие овцеводства и козоводства в Калининградской области на 2012-2016 годы» уменьшаются на 0,4 млн. руб. и составят 9,6 млн. руб. (КБК 03904055226400530);
- бюджетные ассигнования на мероприятия целевой программы Калининградской области «Повышение безопасности дорожного движения» «Строительство и реконструкция автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, относящихся к собственности Калининградской области и искусственных сооружений на них» (КБК 03904095221103411) уменьшены на 96,1 млн. руб. и составят 238,8 млн. руб.;
- предусматриваются бюджетные ассигнования на мероприятия целевой программы Калининградской области «Повышение безопасности дорожного движения» «Строительство IV очереди кольцевого маршрута в районе Приморской рекреационной зоны и реконструкции Северного и Южного обходов г. Калининграда – автомобильная дорога от подъезда к г. Светлогорску до подъезда к г. Зеленоградску» (КБК 03904095221153) в сумме  96,1 млн. руб.

Законом Калининградской области «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» предусматривались ассигнования на реализацию федеральной целевой программы развития Калининградской области на период до 2015 года (КБК 07071004500 «Молодежная политика и оздоровление детей») в сумме 0,2 млн. руб. Предлагаемым проектом закона Калининградской области «О внесении изменений в Закон Калининградской области «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» бюджетные ассигнования на указанные цели не предусматриваются.

Предлагаемым проектом закона Калининградской области «О внесении изменений в Закон Калининградской области «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» предусматриваются бюджетные ассигнования на федеральную целевую программу «Жилище» на 2011-2015 годы «Обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц»  (КБК 10031008811) в сумме 0,2 млн. руб.

Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации РФ и муниципальных образований

По подразделу 1402 «Иные дотации» предусмотрены средства на обеспечение мер по дополнительной поддержке местным бюджетам в сумме 650,0 млн. руб. ежегодно (2012 год - 650,0 млн. руб.,  2013 год  - 650,0 млн. руб.,  2014 год - 650,0 млн. руб.). Размер  средств «Иные дотации» в 2012 году составляет 35,4% к общему объему дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований области.

Методика (порядок) распределения дотации на обеспечение мер по дополнительной поддержке местным бюджетам законодательно не утверждена. На основании статьи 6 Закона Калининградской области «О межбюджетных отношениях средства дотации распределяются Правительством Калининградской области.

Законопроектом (пунктом 12 статьи 1) предусматривается предоставление дотации на обеспечение мер по дополнительной поддержке местным бюджетам в сумме по 200,0 млн. руб. ежегодно (всего за 2012- 2014 годы – 600,0 млн. руб.) городским округам и муниципальным районам в целях обеспечения финансирования расходов в рамках реализации целевых программ и (или) погашения долговых обязательств перед областным бюджетом.

Контрольно-счетная палата обращает внимание на непоследовательную позицию Правительства области по обоснованию изменений по данной позиции расходов областного бюджета. Контрольно-счетная палата неоднократно ставила вопрос о необходимости утверждения методологических основ (правил, порядков) распределения дотации на обеспечение мер по  дополнительной поддержке местных бюджетов.

В составе документов к проекту закона «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годы» Правительством Калининградской области были представлены проекты нормативных актов: порядок распределения дотации на обеспечение мер по дополнительной поддержке местных бюджетов и методика распределения дотации на обеспечение мер по сбалансированности местных бюджетов. Проектом порядка распределения средств определены 3 основные направления расходования средств дотации:
1 - обеспечение мер по сбалансированности местных бюджетов;
2 - стимулирование органов местного самоуправления за достижения наилучших показателей деятельности (стимулирующие дотации);
3 - на основании обращений органов местного самоуправления по поручениям Губернатора Калининградской области.

Определены ограничения по размерам направляемых средств по вышеуказанным направлениям.

По состоянию на 01 февраля 2012 года представленные проекты не утверждены в установленном порядке. Предложения рассматриваемого законопроекта о направлении средств дотации на обеспечение мер по дополнительной поддержке местных бюджетов на финансирование расходов в рамках реализации целевых программ и (или) погашения долговых обязательств перед областным бюджетом в целом дополняют и расширяют направления использования средств, представленных в составе проекта бюджета на 2012 год.

Пунктом 11 рассматриваемого законопроекта предложено в структуре областного бюджета сформировать фонд реструктуризации, включив в него лимит дотации на обеспечение мер по дополнительной поддержке местных бюджетов.
Представленная законопроектом норма не согласуется с требованиями Закона Калининградской области «О межбюджетных отношениях» и реализуемых на федеральном уровне подходах к распределению средств по подразделу «Иные дотации».

Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации  межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований включают следующие виды:
- дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ и муниципальных образований;
- иные дотации;
- прочие межбюджетные трансферты общего характера.

Законом Калининградской области от 20.10.2008 № 277 «О межбюджетных отношениях» не представлены такие виды межбюджетных трансфертов как «иные дотации», «прочие межбюджетные трансферты общего характера».
Контрольно-счетная палата отмечает, что позиция, представленная пунктом  12 статьи 1,  не основана на нормах бюджетного законодательства.


Реструктуризация долговых обязательств муниципальных образований

Пунктом 5 законопроекта:
- вносятся изменения в пункт 5 статьи 12 Закона, конкретизирующие бюджетные кредиты, подлежащие реструктуризации, по целевому назначению;
- статья 12 Закона дополняется пунктами 6-12, определяющими условия реструктуризации обязательств (задолженности) по бюджетным кредитам.

Подпункт 1 пункта 6 законопроекта после слов «муниципальным гарантиям» следует дополнить словами «по которым возникло обязательство перед областным бюджетом в результате возникновения права регрессного требования».

Подпункты 3, 6 пункта 6 законопроекта предусматривают списание консолидированной задолженности по долговым обязательствам муниципальных образований перед областным бюджетом, что противоречит требованию статьи 100.1 «Прекращение муниципальных долговых обязательств, выраженных в валюте Российской Федерации, и их списание с муниципального долга»  Бюджетного кодекса РФ в части списания задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным местным бюджетам из областного бюджета. Из изложенного следует, что подпункт 9 пункта 6 законопроекта утрачивает значимость.

Подпункт 4 пункта 6 законопроекта предусматривает изменение платы за пользование бюджетными кредитами на реструктурированную задолженность в размере одного процента годовых, что противоречит условиям, определённым частью второй пункта 2 статьи 12 Закона и пунктом 4 постановления Правительства Калининградской области от 23.12.2010г.    № 984 «О плате за пользование бюджетными кредитами».

Подпункт 10 пункта 6 законопроекта определяет, что реструктуризация задолженности муниципальных районов и входящих в их состав поселений осуществляется при условии подтверждения муниципальными районами списания задолженности по предоставленным ими бюджетным кредитам городским и сельским поселениям, входящих в их состав, что противоречит требованию статьи 100.1 «Прекращение муниципальных долговых обязательств, выраженных в валюте Российской Федерации, и их списание с муниципального долга»  Бюджетного кодекса РФ в части списания задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным бюджетам поселений из вышестоящего бюджета.

Подпункт 11 пункта 6 законопроекта определяет формирование фонда реструктуризации, часть которого будет направлена на списание консолидированной задолженности муниципальных образований, что противоречит требованиям пункта 3 статьи 21 «Классификация расходов бюджетов», пункта 10 статьи 93.2 «Бюджетные кредиты» Бюджетного кодекса РФ.


Территориальный фонд обязательного медицинского страхования

В соответствии с пунктом 7  статьи 26 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»  установлено, что размер и порядок уплаты платежей на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказаний медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования, устанавливаются законом субъекта.

Норма закона о платежах субъекта РФ на дополнительное финансовое обеспечение реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования и о платежах субъекта РФ на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования, должна быть закреплена  и в положении о территориальном фонде обязательного медицинского страхования.

Внесенная проектом закона Калининградской области «О внесении изменений в Закон Калининградской области «Об областном бюджете на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов» дополнительно статья 11-1. «Порядок перечисления межбюджетных трансфертов из бюджета Калининградской области бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования Калининградской области»  не уточняет  размер и порядок уплаты платежей на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказаний медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования.