Заключение
контрольно-счетной палаты Калининградской области на проект закона Калининградской области «О внесении изменений в Закон Калининградской области «Об  областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов»

Рассмотрев представленный Министерством финансов Калининградской области проект закона «О внесении изменений в Закон Калининградской области «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» от 12 декабря 2011 года № 64 в редакции Закона от 21.02.2012г. № 90 (исх. № 03-04/1377 от 15.03.2012г.), контрольно-счетная палата Калининградской области отмечает следующее.

Законопроектом вносятся изменения, которые увеличивают доходы и расходы областного бюджета на 2012 год на 2035,7 млн. руб.

Общая сумма доходов областного бюджета с учетом вносимых изменений составит 35895,2 млн. руб. расходов – 41295,2 млн. руб. Дефицит останется на прежнем уровне – 5400,0 млн. руб.

Доходы

Увеличение доходной части областного бюджета обусловлено ростом на 1995,7 млн. руб. безвозмездных поступлений из федерального бюджета, а также увеличением на 40,0 млн. руб. налоговых и неналоговых доходов.

Безвозмездные поступления из федерального бюджета увеличены на 1995,7 млн. руб. за счет субсидии на бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной собственности субъектов РФ в рамках реализации Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010 – 2015 годы)». Предполагается направление их на строительство автомобильной дороги «Приморское кольцо».

Рост налоговых и неналоговых доходов предполагается получить за счет увеличения на 40,0 млн. руб. (с 60,0 млн. руб. до 100,0 млн. руб.) доходов от реализации имущества, находящегося в собственности области.

Расходы

Проектом закона Калининградской области «О внесении изменений в Закон Калининградской области «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» предусматривается в текущем 2012 году:
- перераспределение ассигнований в общей сумме 537,8 млн. руб., а именно:
• уменьшение ассигнований по разделу «Общегосударственные вопросы», целевой статьи расходов «Региональные мероприятия по реализации национальных проектов в Калининградской области» (КБК 012 01 13 0790001 870) в сумме 37,8 млн. руб. и с раздела «Национальная экономика», целевая статья «Целевая программа Калининградской области «Повышение безопасности дорожного движения», (КБК 039 04 09 5221144 523) в сумме 500, млн. руб.;
увеличение ассигнований по разделу «Национальная экономика» на субсидирование возмещения затрат на уплату процентов акционерным обществам, в уставном капитале которых имеется доля, принадлежащая Калининградской области, по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях, на реализацию проекта создания в Калининградской области логистического воздушного транспортного узла» (КБК 039 04 08 3000221) в сумме 37,8 млн. руб. и на «взнос Калининградской области в уставный капитал открытого акционерного общества» (КБК 039 04 08 0920421 450) в сумме 500,0 млн. руб.;

- увеличение ассигнований по разделу «Национальная экономика», подраздел «Дорожное хозяйство» на реализацию мероприятий подпрограммы «Автомобильные дороги» ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» «бюджетные инвестиции в объекты государственной собственности казенным учреждениям» (КБК 039 04 09 1810399 411) в сумме 1995,7 млн. руб. за счет дополнительно поступившей субсидии из федерального бюджета на бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной собственности в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015) годы» (КБК доходов 012 2020207702 0032 151) в этой же сумме;
- увеличение ассигнований на «взнос в уставный капитал открытого акционерного общества «Корпорация развития Калининградской области» в целях реализации инвестиционных проектов» в сумме 40,0 млн. руб. за счет увеличения доходов от реализации иного имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, в части реализации основных средств» (КБК доходов 1 14 02023 02 0000 410) в этой же сумме.

Проектом закона Калининградской области «О внесении изменений в Закон Калининградской области «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» в плановом 2013 году предусматривается:

- уменьшение ассигнований по разделу «Общегосударственные вопросы» на общую сумму 269,0 млн. руб., в том числе:
•    «Резервный фонд Правительства Калининградской области» (КБК 012 01 11 0700491) на 134,5 млн. руб.;
•    «Региональные мероприятия по реализации национальных проектов в Калининградской области» (КБК 012 01 13 0790001) на 134,5 млн. руб.;
- увеличение ассигнований по разделу «Национальная экономика» на сумму 269,0 млн. руб., в том числе за счет:
•    увеличения ассигнований по подразделу  «Транспорт» «Взнос Калининградской области в уставный капитал открытого акционерного общества (КБК 039 04 08 0920421)» на 500,0 млн. руб. и на субсидирование (возмещение) затрат на уплату процентов акционерным обществам, в уставном капитале которых имеется доля, принадлежащая Калининградской области, по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях, на реализацию проекта создания в Калининградской области логистического воздушного транспортного узла (КБК 039 04 08 3000221) – 129,0 млн. руб.;
•    уменьшения ассигнований по подразделу «Дорожное хозяйство» «Региональная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения» на 360,0 млн. руб.

Проектом закона Калининградской области «О внесении изменений в Закон Калининградской области «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» в плановом 2014 году предусматривается:

- уменьшение ассигнований по разделу «Общегосударственные вопросы» на общую сумму 1091,5 млн. руб., в том числе:
•  «Резервный фонд Правительства Калининградской области» (КБК 012 01 11 0700491) на 95,7 млн. руб.;
•  «Региональные мероприятия по реализации национальных проектов в Калининградской области» (КБК 012 01 13 0790001) на 95,8 млн. руб.;
•  «условно утвержденные расходы» (КБК 012 01 13 9990000) – 900,0 млн. руб.;
- увеличение ассигнований по разделу «Национальная экономика» на сумму 1091,5 млн. руб., в том числе:
•   «Взнос Калининградской области в уставный капитал открытого акционерного общества» (КБК 039 04 08 0920421) - 1000,0 млн. руб.;
• субсидирования (возмещение) затрат на уплату процентов акционерным обществам, в уставном капитале которых имеется доля, принадлежащая Калининградской области, по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях, на реализацию проекта создания в Калининградской области логистического воздушного транспортного узла (КБК 039 04 08 3000221) – 91,5 млн. руб.

Таким образом, проектом закона Калининградской области «О внесении изменений в Закон Калининградской области «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» предусматривается в течение 2012-2014 годов:
- внести в уставный капитал создаваемого открытого акционерного общества средства областного бюджета в сумме 2000,0 млн. руб. (КБК 039 04 08 0920421) и в уставный капитал открытого акционерного общества «Корпорация развития Калининградской области» (КБК 039 04 12 0920431) 40,0 млн. руб.;
- субсидировать затраты на уплату процентов акционерным обществам, в уставном капитале которых имеется доля, принадлежащая Калининградской области, по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях, на реализацию проекта создания в Калининградской области логистического воздушного транспортного узла (КБК 039 04 08 3000221) – 258,4 млн. руб.;
- предоставить  государственную гарантию в целях обеспечения обязательств по привлекаемым кредитным ресурсам для финансирования инвестиционной деятельности по созданию, расширению и перевооружению объектов транспортного назначения аэропорта в посёлке Храброво – 1650,0 млн. руб.

В соответствии с требованиями пункта 2 статьи 80  «Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными и муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями» Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные инвестиции утверждаются законом о бюджете путем включения в закон о бюджете текстовой статьи с указанием юридического лица. Однако, в предлагаемом проекте закона конкретное юридическое лицо, которому планируется предоставить бюджетные инвестиции на сумму 2000,0 млн. руб., не указано, чем не соблюдены требования пункта 2 статьи 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации. При этом принцип адресности (статья 37 «Принцип достоверности бюджета» Бюджетного кодекса Российской Федерации), предусматривающий доведение бюджетных ассигнований до конкретных получателей бюджетных средств,  не соблюдается.

Из текста пояснительной записки следует, что  ОАО «Корпорация развития Калининградской области» как юридическое лицо в установленном порядке не зарегистрировано.

К проекту закона Калининградской области «О внесении изменений в Закон Калининградской области «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» также не представлено финансово (технико) - экономическое обоснование инвестиционного проекта по созданию в Калининградской области логистического воздушного транспортного узла стоимостью 4078,4 млн. руб. (с учетом поправок на 170,0 млн. руб. согласно Закону Калининградской области от 21.02.2012 г.  № 90 «О внесении изменений  в Закон Калининградской области «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов»), что не позволяет контрольно-счетной палате Калининградской области оценить эффективность  бюджетных инвестиций в соответствии с требованиями статьи 34 «Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств» Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Государственный долг

Законопроектом предусматривается изменение верхнего предела государственного долга Калининградской области по состоянию на 1 января 2013 года и на 1 января каждого года следующего за очередным финансовым годом планового периода.
Объём верхнего предела государственного долга Калининградской области по состоянию на  01.01.2013 года сокращается на 492,5 млн. руб. и составит 15196,8 млн. руб., в том числе верхний предел долга по государственным гарантиям составит 6069,1 млн. руб., что больше первоначально запланированного объёма долга по государственным гарантиям на 507,5 млн. руб. Изменение верхнего предела долга обусловлено уточнением объёма государственного долга, сложившегося по состоянию на 01.01.2012 года, а также внесением изменений в программу государственных гарантий Калининградской области на 2012 год, которой предусматривается предоставление государственной гарантии в объёме 1650,0 млн. руб. без права регрессного требования юридическому лицу, 100% акций которого находится в собственности Калининградской области. Вносимые изменения не представляют возможности определения принципала, обязательства которого будут обеспечены государственной гарантией.

Пунктом 1 статьи 115.2 «Порядок и условия предоставления государственных и муниципальных гарантий» Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что предоставление государственных гарантий осуществляется на основании закона субъекта Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год и на плановый период. Пунктом 5 статьи 115 «Государственные и муниципальные гарантии» Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что в государственной гарантии должно быть указано наименование принципала. Из изложенного следует, что Программой государственных гарантий на соответствующий финансовый год должен быть определён принципал, обязательства которого обеспечиваются государственной гарантией.

Представленный к заключению законопроект противоречит названным требованиям.

Следует обратить внимание, что Программой государственных гарантий Калининградской области на 2012 год, принятой Законом Калининградской области от 12.12.2011 года № 64 «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов», предусмотрено предоставление государственной гарантии Калининградской области ОАО «Объединенные канализационно - водопроводные очистные сооружения курортной группы городов» без права регрессного требования на сумму 179,1 млн. руб. В 2011 году названному принципалу предоставлена государственная гарантия без права регрессного требования на сумму 249,7 млн. руб.

Из изложенного следует, что в случае предоставления названной в Программе безрегрессной государственной гарантии в сумме 1650,0 млн. руб. объём долговой нагрузки увеличится с  428,8 млн. руб. до 2078,8 млн. руб. Объём бюджетных ассигнований по исполнению безрегрессной гарантии (за счёт расходов областного бюджета) в 2012 году составляет 44,1 млн. руб.

Возникновение нового гарантийного обязательства, а также уточнение бюджетных ассигнований по наступлению возможных гарантийных обязательств, повлекло соответствующие изменения объёма задолженности по государственным гарантиям на начало планового периода 2013-2014 годов и, как следствие, объёма верхнего предела государственного долга, который по состоянию на 01.01.2014 года и на 01.01.2015 года увеличивается  на 2032,4 млн. руб. и на 246,8 млн. руб. соответственно, в том числе верхний предел долга по государственным гарантиям увеличивается на 3032,4 млн. руб. и на 1246,8 млн. руб.

Изменение объёма верхнего предела государственного долга,  возникновение новых гарантийных обязательств, повлекло изменения предельного объёма государственного долга. Пунктом 5 статьи 1 законопроекта предусматривается, что в 2012 году предельный объём государственного долга сократится на 685,4 млн. руб. (с 18770,5 млн. руб. до 18085,1 млн. руб.), в 2013 году сокращение составит 1492,5 млн. руб. (с 22089,4 млн. руб. до 20596,8 млн. руб.), в 2014 году увеличится на 1032,4 млн. руб. (с 21060,1 млн. руб. до 22092,5 млн. руб.).

В приложениях № 1 «Источники финансирования дефицита областного бюджета на 2012 год», № 2 «Источники финансирования дефицита областного бюджета на плановый период 2013 и 2014 годов» к законопроекту по строкам «012 01 06 05 02 02 0000 540 Предоставление бюджетных кредитов другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации из областного бюджета в валюте Российской Федерации» бюджетные ассигнования предусмотрены без разбивки сумм бюджетных ассигнований для предоставления кредитов на срок в пределах финансового года и на срок, выходящий за пределы финансового года, что является нарушением требования, установленного пунктом 2 статьи 93.2 «Бюджетные кредиты» Бюджетного кодекса Российской Федерации. Общий объём бюджетных ассигнований на 2012 год составляет 1800,0 млн. руб., на 2013 год – 700,0 млн. руб., на 2014 год – 600,0 млн. руб.

В ходе подготовки заключения на законопроект в приложении № 2 «Источники финансирования дефицита областного бюджета на плановый период 2013 и 2014 годов» контрольно-счётной палатой Калининградской области выявлены технические ошибки, которые устранены Министерством финансов Калининградской области.

Дефицит

При неизменной величине  дефицита областного бюджета на 2012 год, законопроектом предусмотрено внесение изменений в приложение № 13 «Источники финансирования дефицита областного бюджета на 2012 год». Так, исполнение государственных гарантий Калининградской области увеличивается на 45,3 млн. руб.; возврат бюджетных кредитов, учтенных в источниках финансирования дефицита в результате исполнения гарантом государственных гарантий, ведущих к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу, увеличивается на 175,4 млн. руб.; предоставление бюджетных кредитов из областного бюджета уменьшается на 5,4 млн. руб.; изменение остатков средств на счетах по учету средств областного бюджета уменьшается на 123,8 млн. руб.

При неизменных величинах дефицита областного бюджета на 2013 и 2014 годы, законопроектом предусмотрено внесение изменений в приложение № 14 «Источники финансирования дефицита областного бюджета на плановый период 2013 и 2014 годов». На 2013 год предусмотрено уменьшение исполнения государственных гарантий Калининградской области на 2525,0 млн. руб. и на эту же сумму уменьшается возврат бюджетных кредитов, учтенных в источниках финансирования дефицита в результате исполнения гарантом государственных гарантий, ведущих к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу. Предоставление бюджетных кредитов из областного бюджета уменьшается на 2,5 млн. руб. и на эту же сумму уменьшается изменение остатков средств на счетах по учету средств областного бюджета.

На 2014 год предусмотрено увеличение исполнения государственных гарантий Калининградской области на 1884,5 млн. руб. и на эту же сумму увеличивается возврат бюджетных кредитов, учтенных в источниках финансирования дефицита в результате исполнения гарантом государственных гарантий, ведущих к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу. Предоставление бюджетных кредитов из областного бюджета увеличивается на 2,0 млн. руб. и на эту же сумму увеличивается изменение остатков средств на счетах по учету средств областного бюджета.