ЗАКЛЮЧЕНИЕ
контрольно-счетной палаты Калининградской области на проект закона Калининградской области «О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Калининградской области на 2012 год»

Рассмотрев проект закона Калининградской области «О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Калининградской области на 2012 год» (далее Закон о бюджете фонда ОМС) контрольно-счетная палата Калининградской области отмечает следующее.

Основные характеристики бюджета представлены в законопроекте в отдельных приложениях и сформированы в соответствии с бюджетным законодательством.

Перечень главных администраторов доходов бюджета территориального фонда ОМС представлен в законопроекте отдельным приложением. Главным распорядителем средств бюджета территориального фонда ОМС является исполнительная дирекция Территориального фонда обязательного медицинского страхования Калининградской области.

В пояснительной записке к законопроекту отсутствуют экономические обоснования всех доходных и расходных статей бюджета фонда ОМС.

Реализация прав граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской помощи, гарантированных ст. 41 Конституции Российской Федерации, осуществляется на основании утверждаемых ежегодно Программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, в соответствии с которыми органы государственной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают и утверждают территориальные программы в субъектах Российской Федерации. На момент рассмотрения проекта Закона Калининградской области «О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Калининградской области на 2012 год» территориальная программа государственных гарантий оказания гражданам Калининградской области бесплатной медицинской помощи на 2012 год не утверждена.

Постановлением Правительства  Российской Федерации от 21.10.2011  № 856 «О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год» утверждена Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год. Территориальная программа по предоставляемым видам и объемам медицинской помощи не может быть меньше, чем базовая программа ОМС, но может быть больше - за счет дополнительных объемов и видов медицинской помощи, предоставляемых жителям Калининградской области бесплатно.

Соответственно, нормативы объемов медицинской помощи и нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, начиная с 2011 года по Программе госгарантий и по территориальной программе ОМС, должны быть одинаковыми. Утверждать, что программа государственных гарантий будет являться бездефицитной, как в части обязательного медицинского страхования, так и в части ее бюджетной составляющей, не представляется возможным.

Размер страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения устанавливается законом субъекта Российской Федерации не позднее 25 декабря 2011 года. На момент рассмотрения проекта Закона о бюджете фонда ОМС на 2012 год страховой взнос на обязательное медицинское страхование неработающего населения не установлен.

Нормированный страховой запас территориального фонда ОМС не превышает среднемесячный размер планируемых поступлений средств территориального фонда на очередной год на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования и составляет 46,4 млн. руб.

В нарушение пункта 3 Порядка использования средств нормированного страхового запаса территориального фонда ОМС, утвержденного приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 01.12.2010  № 227, цели использования средств нормированного запаса не установлены законопроектом о бюджете фонда ОМС на 2012 год.

Представленный законопроект содержит предлагаемые к утверждению основные характеристики бюджета территориального фонда ОМС:
- общий объем доходов на 2012 год составил - 7311,9 млн. руб., что составляет 99,5 % к утвержденным доходам территориального фонда ОМС на 2011 год, в том числе межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования составят в сумме 5037,4 млн. руб. и областного бюджета - 2 240,5 млн. руб.;
- общий объем расходов составил - 7330,4 млн. руб., что составляет 99,0 % к утвержденным расходам территориального фонда ОМС на 2011 год.

По структуре доходы бюджета территориального фонда ОМС на 2012 год распределяются следующим образом:
- межбюджетные трансферты областного бюджета Калининградской области, передаваемые бюджету фонда ОМС на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования - 2 140,5млн. руб., или 29,3 доходов;
- субвенции бюджету Фонда для финансового обеспечения организации обязательного медицинского страхования на территории Калининградской области в 2012 году в рамках базовой программы ОМС -  3 597,0 млн. руб., или 49,2 % в структуре доходов;
- прочие неналоговые поступления средств за оказанную медицинскую помощь лицам, застрахованным за пределами Калининградской области - 34,0 млн. руб., или 0,5 % доходов;
-на реализацию региональной программы модернизации здравоохранения Калининградской области - 1 440,4 млн. руб., или 19,7 % доходов;
- на финансовое обеспечение оказания дополнительной медицинской помощи, оказываемой врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей - терапевтов участковых, врачей - педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей - 100,0 млн. руб., или 1,3 % доходов.

Доходная часть бюджета фонда ОМС сформирована с учетом поступлений субсидий из средств федерального бюджета в рамках реализации программы «Модернизация здравоохранения Калининградской области на 2011-2012 годы», разработанной в целях повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам в соответствии с положениями статьи 50 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Доходы в виде межбюджетных трансфертов субъектов Российской Федерации, передаваемых территориальным фондам обязательного медицинского страхования  на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования  (2 140,5 млн. руб.), соответствуют аналогичным показателям проекта закона Калининградской области «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов».

Расходы бюджета территориального фонда ОМС на 2012 год по структуре распределяются следующим образом:
- на выполнение территориальной программы обязательного медицинского страхования населения Калининградской области на 2012 год - 5 790, 0 млн. руб., или 78,9 % в объеме расходов, в том числе на содержание аппарата управления государственного внебюджетного фонда – 46, 6 млн. руб. или 0,6% от объема расходов бюджета фонда ОМС;
- на реализацию региональной программы Калининградской области «Модернизация здравоохранения Калининградской области на 2011-2012 годы» - 1 440,4 млн. руб., или 19,6 % в объеме расходов;
- на финансовое обеспечение оказания дополнительной медицинской помощи, оказываемой врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей - терапевтов участковых, врачей - педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей) - 100,0 млн. руб., или 1,4 % в объеме расходов.

Дефицит бюджета территориального фонда ОМС установлен в сумме 18,5 млн. руб., или 0,3 % объема доходов. Источник финансирования дефицита бюджета фонда ОМС - остатки денежных средств финансовых резервов бюджета территориального фонда ОМС.

По итогам рассмотрения законопроекта контрольно-счётная палата Калининградской области предлагает учесть указанные  замечания.