Печать

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
контрольно-счетной палаты Калининградской области
на отчет об исполнении бюджета территориального фонда
обязательного медицинского страхования Калининградской области за 2009 год

 

Общие положения

Настоящее заключение подготовлено в соответствии с пунктом 5 статьи 17 Закона Калининградской области от 10.10.2007 г. № 173 «О бюджетном процессе».

Согласно пунктам 2 и 4 статьи 17 данного Закона отчет об исполнении бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Калининградской области и пояснительная записка к нему должны быть представлены в Калининградскую областную Думу не позднее 10 апреля текущего финансового года. Фактически указанные документы были представлены 12 апреля 2010 года (вх. № 01/06-839 от 12.04.2010 г.).

Частью 1 «Правил составления, рассмотрения и исполнения бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования» (утверждены директором Федерального фонда обязательного медицинского страхования А.М. Тарановым 09.09.2003 г. за № 1750/21-1/и) установлено, что «отчет об исполнении бюджета территориального фонда в форме проекта закона субъекта Российской Федерации составляется в соответствии с той же структурой и бюджетной классификацией, которые применялись при утверждении бюджета территориального фонда». Однако структуры представленного отчета и Закона Калининградской области от 11.11.2008 г. № 294 «О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Калининградской области на 2009 год» (в ред. Закона от 10.11.2009 г. № 384) совпадают не полностью, как это видно из представленной ниже таблицы.

Таблица

Сопоставление структур Закона Калининградской области от 11.11.2008 г. № 294 «О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Калининградской области на 2009 год» и «Отчета об исполнении бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования за 2009 год»

Закон «О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Калининградской области на 2009 год»

Отчет об исполнении бюджета территориального фонда ОМС за 2009 год

Приложение № 1 «Перечень главных администраторов доходов бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Калининградской области на 2009 год»

Таблица № 1 «Доходы бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования за 2009 год»

Приложение № 2 «Доходы бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Калининградской области на 2009 год»

Приложение № 4 «Распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Калининградской области на 2009 год»

Таблица № 2 «Расходы бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования за 2009 год»

Приложение № 3 «Перечень главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Калининградской области на 2009 год»

Таблица № 3 «Источники финансирования дефицита бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования за 2009 год»

Приложение № 6 «Источники финансирования дефицита бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Калининградской области на 2009 год»

Приложение № 5 «Распределение бюджетных ассигнований территориального фонда обязательного медицинского страхования Калининградской области, получаемых из федерального фонда обязательного медицинского страхования и областного бюджета на 2009 год»

Отсутствует

В отчете отсутствует таблица, соответствующая Приложению № 5 «Распределение бюджетных ассигнований территориального фонда обязательного медицинского страхования Калининградской области, получаемых из федерального фонда обязательного медицинского страхования и областного бюджета на 2009 год» Закона «О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Калининградской области на 2009 год».

Доходы

Доходы бюджета территориального фонда ОМС за 2009 год исполнены в сумме 3 175 268,4 тыс. руб., составив 84,7 % по отношению к утвержденным бюджетным назначениям и 85,3 % по отношению к соответствующему показателю Закона Калининградской области от 11.11.2008 г. № 294 «О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Калининградской области на 2009 год» (в ред. Закона от 10.11.2009 г. № 384).

Необходимо отметить, что указанным Законом общий объем доходов предусмотрен в сумме 3 721 695,9 тыс. руб., а бюджетной росписью — в сумме 3 748 436,3 тыс. руб., т.е. на 26 740,4 тыс. руб. больше. Соответствующие изменения в Закон не внесены, поскольку пункт 3 статьи 217 Бюджетного кодекса РФ оговаривает, что «в сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения в соответствии с решениями руководителя финансового органа (руководителя органа управления государственным внебюджетным фондом) без внесения изменений в закон (решение) о бюджете ... в случае получения субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов и безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, имеющих целевое назначение, сверх объемов, утвержденных законом (решением) о бюджете». В итоге образовалось превышение утвержденных бюджетных назначений по отношению к показателям Закона по следующим позициям:

  1. прочие безвозмездные поступления в территориальные фонды ОМС от бюджетов субъектов РФ — на 25 631,6 тыс. руб.;

  2. средства бюджетов субъектов РФ, передаваемые бюджетам территориальных фондов ОМС на финансовое обеспечение оказания дополнительной медицинской помощи, оказываемой врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей) — на 1 108,8 тыс. руб.

Отчетом об исполнении бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Калининградской области применительно к доходам в виде минимального налога, зачисляемого в бюджеты государственных внебюджетных фондов, указаны бюджетные назначения в соответствии с Законом Калининградской области «О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Калининградской области на 2009 год» в размере 49 860,7 тыс. руб. При этом пунктом 2.3 «Правил составления, рассмотрения и исполнения бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования» установлено, что «поступление единого минимального налога, зачисляемого в государственные внебюджетные фонды, не планируется, т.к. не является дополнительным налогом при применении упрощенной системы налогообложения, уплачивается взамен единого налога, распределяемого по уровням бюджетной системы РФ, в случае, если сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога, и должно отражаться в отчете об исполнении бюджета территориального фонда, утверждаемого законом субъекта РФ».

Таким образом, ни в Законе Калининградской области «О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Калининградской области на 2009 год», ни в бюджетной росписи плановая сумма дохода от минимального налога, зачисляемого в бюджеты государственных внебюджетных фондов, указываться не должна. Соответственно и исполнение во этому виду доходов рассчитываться также не должно.

В структуре доходов за 2009 год наибольший удельный вес приходится на такие виды доходов, как:

  • средства бюджетов субъектов РФ, передаваемые бюджетам территориальных фондов ОМС на обязательное медицинское страхование неработающего населения — 49,2 %;
  • единый налог, зачисляемый в территориальные фонды ОМС — 24,8 %;
  • межбюджетные трансферты федерального фонда ОМС, передаваемые бюджетам территориальных фондов ОМС — 16,6 %.

Расходы и дефицит

Расходы бюджета территориального фонда ОМС за 2009 год исполнены в сумме 3 178 201,4 тыс. руб., составив 84,3 % по отношению к утвержденным бюджетным назначениям и 84,9 % по отношению к соответствующему показателю Закона Калининградской области от 11.11.2008 г. № 294 «О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Калининградской области на 2009 год» (в ред. Закона от 10.11.2009 г. № 384).

Указанным Законом общий объем расходов предусмотрен в сумме 3 742 241,5 тыс. руб., а бюджетной росписью — в сумме 3 768 981,9 тыс. руб., т.е. на 26 740,4 тыс. руб. больше. Соответствующие изменения в Закон не внесены, поскольку это соответствует требованиям пункта 3 статьи 217 Бюджетного кодекса РФ.

Исполнение расходов по отношению к показателям бюджетной росписи составило от 81,5 % (расходы по подпрограмме «Льготные лекарства» целевой Программы «Развитие здравоохранения Калининградской области на период 2008-2012 годов») до 120,4 % (расходы на проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации).

Необходимо отметить, что по таким видам расходов территориального фонда ОМС, как «Проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» (подраздел 09 02, целевая статья расходов 505 21 00) и «Проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан» (подраздел 09 02, целевая статья расходов 505 24 00) фактически расходы превышают показатели бюджетной росписи (на 20,4 % и 8,9 % соответственно), что противоречит статье 215.1 Бюджетного кодекса РФ, устанавливающей, что «исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана», а также противоречит пункту 3 статьи 219 Бюджетного кодекса РФ, в соответствии с которым «получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств».

В результате превышения расходов бюджета территориального фонда ОМС над его доходами в 2009 году образовался дефицит в размере 2 933,0 тыс. руб., источником покрытия которого является остаток денежных средств на расчетном счете фонда.

 

Председатель контрольно-счетной палаты
Калининградской области Л.И. Сергеев